Посол Турции в Австрии Кадри Эджвет Тезджан позволил себе «неприемлемые» высказывания в адрес австрийских властей.
«К туркам в Австрии относятся, как к вирусу, а местные власти ничего не делают для того, чтобы помочь 250 тысячам турецких иммигрантов интегрироваться в обществе», – заявил посол в интервью изданию Die Presse. «Местные жители не хотят видеть женщин в платках. Но в платках нет ничего противозаконного. Не надо нам указывать, каждый сам вправе решать, что носить на голове. Если здесь предоставлена свобода купаться нагишом, то должна быть предоставлена и свобода носить платки».
Что можно сказать по этому поводу? Как говорил товарищ Сухов: «Восток дело тонкое». Ну, так ведь оно тонкое на Востоке. А если говорить об этом на Западе, к примеру, в Австрии, то, наверное нужно делать «поправку на ветер». Иначе твои слова не попадут точно в цель, вернее они будут неверно истолкованы.
К тому же посол отметил что, если бы в Вене не находились штаб-квартиры ОПЕК, ОБСЕ и других международных организаций, он и дня не оставался бы в Австрии. Опять-таки, это дело сугубо личное и соответственно каждого. Ну не хотите, как хотите. Но ведь по каким-то таким неизведанным причинам создавались эти самые штаб-квартиры именно в Вене, а не в Анкаре, Стамбуле или скажем в Анталии.
Вообще-то есть русская пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Скорее всего, в арабском фольклоре тоже имеется что то подобное. Потому как арабский язык имеет гораздо более древнюю историю, чем славянские языки. Наверное, господин посол просто не подумал об этом. Тем более это удивительно, потому что сказано дипломатом. И еще более удивительно, что сказано не у себя дома, а в стране пребывания. О дипломатии вообще, а о восточной дипломатии уж тем более ходят легенды в отношении правил поведения в обществе. О правилах хорошего тона, о правилах ведения переговоров, о том, что можно и что нельзя говорить даже в приватной беседе. Именно этому учат будущих дипломатов в соответствующих учебных заведениях.
В простых разговорах обычных людей, которые по каким то причинам вынуждены общаться с кем-то кто им не очень приятен, но, тем не менее, нужен для достижения каких то своих людских целей, присутствует тезис: «Будь дипломатом». Может быть, господину послу не нужно достигать никаких целей в стране пребывания? Тогда непонятно, а зачем он вообще там «пребывает». Чтобы критически высказываться в адрес жителей этой самой страны? Странная дипломатия.
Естественно далее могут последовать и более серьезные меры, применяемые в таких случаях: официальные извинения турецкой стороны, высылка дипломата из Австрии и прочее.
Вполне вероятно, что Кадри Эджвет Тезджан затаил обиду на министра иностранных дел Австрии Михаэля Шпинделеггера, который отказался его принять вскоре после вручения верительных грамот, сославшись на то, что якобы послов не принимает. Но ведь это ребячество. То ли еще приходится дипломатам пропускать через себя, находясь на территории иностранного государства и представляя интересы своей страны. Неважно, какая это страна, большая или маленькая. Посол он, как говорится, и в Африке посол.
Так что дипломатический скандал между Веной и Анкарой имеет все шансы стать крупнейшим между объединенной Европой, в которой и без того нарастает недовольство иммигрантами из мусульманских стран, и Турцией. В результате надежды последней на вступление в ЕС могут быть окончательно перечеркнуты.
«Кому нужнее, господин посол?»