10 января с.г. состоялся визит Президента Французской Республики Николя Саркози в Соединенные Штаты. Во время встречи на высшем уровне Б. Обама и Н. Саркози обсудили широкий (несмотря на краткосрочность однодневного визита) круг вопросов двусторонних и международных отношений. В ходе встречи президентов были затронуты вопросы безопасности, терроризма, обсуждено положение в Афганистане, Пакистане и Иране, ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Но главной темой американо-французского саммита стали экономические вопросы, в первую очередь – совместные усилия двух государстве в деле преодоления последствий глобального финансового кризиса и подготовка предстоящих в 2011 году саммитов G8 и G20.
Барак Обама, подводя итоги переговоров с Н. Саркози в сфере экономики, ограничился общими положениями о необходимости «поиска совместного подхода» для разрешения мировых финансовых проблем. США и Франция, по словам Б. Обамы, договорились о координации позиций сторон при выработке повестки дня экономических саммитов G8 и G20. Президент Франции свою позицию изложил более конкретно и жестко.
Сможет ли Европа убедить США в необходимости изменения основ мирового монетарного порядка?
В 2011 году Франция главенствует в Больших Восьмерке и Двадцатке, и Н. Саркози полон решимости направить усилия мировых лидеров на реформирование мировой валютной системы. Дипломатично признав, что доллар США до сих пор остается важнейшим расчетным средством для мировых рынков, Президент Франции высказался за отказ от американского доллара как главной резервной валюты. В XXI веке, считает французский лидер, мировая экономика не должна зависеть от денежных единиц одной-двух стран. Кроме того, выход из глобального экономического кризиса, по мнению Н. Саркози, тормозится дисбалансом мировых валют, неоправданными колебаниями цен на сырьевые товары, масштабными профицитами во внешней торговле.
Заявления французского президента не стали откровением для Вашингтона. Франция последовательно отстаивает обновление принципов управления мировой экономикой, важнейшей составляющей которой должна стать реформа международной валютной системы. Еще до того, как Париж возглавил G20, министр финансов Франции К. Лагард обращала внимание экспертов МВФ и Всемирного банка на искусственно заниженный курс американского доллара и китайского юаня и предупреждала, что такая позиция «мировых экономических китов» вызывает резкую критику со стороны других государств.
Осознанно или нет, Николя Саркози излагал позицию Европы. Старый Свет очень сильно обеспокоен положением общей европейской валюты и тем, что оказывается «посторонним наблюдателем» в деле мировых экономических проблем, которые в настоящее время пытаются самостоятельно разрешить две сверхдержавы – США и Китай. Об этом накануне визита Н. Саркози в Вашингтон прямым текстом в Financial Times говорил министров финансов Великобритании Дж. Осборн. Он подчеркнул, что члены Евросоюза проводят целый ряд мероприятий по восстановлению национальных экономик – реформируют банковский сектор, ликвидируют дефициты, укрепляют евро. Однако существующее международное финансовое законодательство тормозит выход Европы из мирового кризиса, конкурентоспособность ЕС на мировых финансовых рынках искусственно снижается. Гарантия успешного восстановления и дальнейшего устойчивого роста европейских экономик лежит в реформировании мировой монетарной системы и упрочении принципов свободной торговли, считает главный финансист Великобритании. «G20 должна услышать голос Европы», – заключает Дж. Осборн.
В ходе предстоящих саммитов G8 и G20 позиция Франции наверняка получит поддержку большинства членов международного сообщества. Еще на прошлой встрече G20 Бразилия резко критиковала спекуляции с курсами обмена валют (за два предыдущих года бразильский реал по отношению к доллару США подорожал – неоправданно, по мнению латиноамериканских экспертов – на 40 процентов). Бразилия открыто предупредила, что в самое ближайшее время могут начаться «валютные войны» (cм. статью "Бразильские эксперты пугают мир глобальной валютной катастрофой").
Южно-Африканская Республика, входящая в G20, устами своего Президента Дж. Зумы также поддерживает реформу мировой финансовой системы, видя в ней залог развития стран третьего мира вообще и Африки в частности.