План, который был объявлен министром экономики Исландии Арни Арнасоном, был направлен в первую очередь на улучшение в стране инвестиционного климата и повышение производительности во многих отраслях промышленности. Всего за каких-то три календарных года назад эта дивная страна погрязла в пучине мирового финансового кризиса. В две тысячи седьмом году долг Исландии равнялся девятьсот процентов от ВВП государства. Но стоит отметить, что такие потрясения случились не при Арнасоне. В это время финансовой системой страны руководил Гейра Хаарде, который даже был отдан под суд, но был оправдан вердиктом судей «в финансовом кризисе невиновен». Именно при его руководстве в две тысячи восьмом году Исландия была первой страной, которая объявила себя банкротом.
Хаарде был обвинен в халатности и прямом невыполнении своих служебных обязанностей, однако его вину признали лишь в незначительных нарушениях. Если же суд признал бы его виновным, то бывшему чиновнику грозило два года тюремного заключения. Как потом заметил сам Хаарде «было очевидно, что это обвинение было абсолютно формальным, оно не имеет ничего общего с текущей кризисной ситуацией». Он был первый и, скорее всего, последний политик, которому пришлось нести ответ за тяжелые последствия финансового потрясения в Исландии. В две тысячи восьмом году основное большинство исландских банков стало неплатежеспособным. Все ключевые банковские дома страны были взяты под прямой контроль государства. Банки страны задолжали восемьдесят пять миллиардов долларов США. Мировой финансовый кризис две тысячи восьмого года стал просто смертельным ударом для экономики и финансовой системы государства. Практически все банки обанкротились, и было принято решение об их национализации, исландская крона потеряла восемьдесят пять процентов по отношению к единой европейской валюте. В конце того календарного года правительство Исландии объявило страну банкротом.
Но как же этой стране удалось оправиться от последствий кризиса? Руководитель страны отказался от ратификации законопроекта, который бы возлагал ответственность на граждан Исландии за фактические долги исландских банков, а уже в две тысячи десятом году был созвал референдум, на котором девяносто три процента проголосовали против оплаты по долгам. МВФ незамедлительно заморозило кредитование этой страны. Исландцы приняли решение о согласовании новой конституции в стране, которая бы освободила государство от власти международных финансов институтов, а также виртуальных денег.
Правительства Великобритании и Голландии до сих пор продолжают судиться с правительством Исландии по причине отказа выплаты долгов. Но несмотря на все эти обстоятельства, Исландии сейчас переживает очень мощный подъем экономики и финансовой системы. Экономика страны, как ожидают эксперты, должна вырасти в этом году на три процента, а уже к две тысячи тринадцатому году правительство Исландии ожидает увидеть профицит в бюджете страны. Правительство должно снять свой контроль над капиталом внутри страны уже к две тысячи тринадцатому году, а не пятнадцатому, как первоначально планировалось.
Сегодня населению Греции, Испании и Италии чиновники продолжают повторять, что только приватизация государственного сектора экономики является единственным решением для спасения финансовой системы страны. Но может быть стоит обратить свой взор на Исландию, на их смелое решение отказаться от подчинения иностранным интересам, когда малочисленное государство громко объявляет, что их народ является суверенным и не зависимым ни от кого?