Во вторник преступники ворвались в музей - взломав дверь, они забрали около десяти полотен и скрылись. Сигнализация сработала, но воры уложились всего в две минуты. Пропали "Креветки и ракушки" Джеймса Энсора и "Мыслительница" Кейса Ван Донгена.
Изабель Анспах, хранительница Музея Van Buuren отказалась назвать даже приблизительную стоимость украденных шедевров. Полиция ведет расследование по факту кражи.
Статистика гласит, что ежегодно музеи и частные коллекции терпят ущерб от краж на сумму в 7 млрд. долларов.
Музейные кражи существовали с древности, но бум пришелся на вторую половину 20 века из-за скачка цен, созданного коллекционерами США и Японии. Известно, что музейные экспонаты не подлежат продаже или обмену. Спрос увеличивался, а предложение падало.
Большинство воров крадет не самые известные экспонаты, компенсируя качество количеством. Другие воруют так называемые произведения «второго ряда» - не слишком ценные для искусствоведов, но весьма значимые для антикваров и частных коллекционеров. Те и другие виды краж возникли в связи с главной проблемой – сбытом краденого.
Преступники знают, что музеи всегда охранялись хуже банков. Но уникальность ворованного товара не позволяет на нем нажиться.
Существует так называемый «итальянский метод», придуманный неофашистскими группировками с Апеннин. Они покупают несколько картин, добавляют краденые и продают их вместе. Босс мафии Дублина Мартин Кэхилл (псевдоним "Генерал") использовал картины как своеобразную валюту в торговле наркотиками.
Одним из эффективных методов получить деньги за украденный товар – продать его владельцу. Коллекционеры и директора музеев идут на многое ради возвращения шедевра. Преступления такого рода назвали «артнеппингом». Заинтересованы в возврате картин и страховые компании, несущие многомиллионные убытки при выплате страховок. Переговоры и сделки с ворами проводятся тайно, причем не прямо, а через умелого дипломата. Нередко в роли такового выступает детектив с богатыми связями и в музейной, и в преступной среде.
Шедевры искусства применимы и для переговоров с правоохранительными органами. Картина является «заложником», ценность которого делает возможным шантаж.
Похищенные экспонаты возможно пустить в оборот и легальным путем. Законодательство некоторых стран Европы и Азии позволяет продавать вещь, которой продавец не владеет. При соблюдении всех формальностей сделка признается законной. После определенного срока добросовестный приобретатель становится полноценным собственником краденого шедевра.