Компания Nederlandse Gasunie (Нидерланды) потребовала от российского газового монополиста “Газпрома“ обеспечения содержания кислорода газа в конце трубопровода “Северный поток“ в городе Грайфсвальд (Германия), не более 10 миллионов долей в сутки, пишут “Ведомости“. Исключения допускаются, однако не больше пяти раз за год. По мнению голландцев, из-за высокого содержания кислорода в газе “Газпрома“ ускоряется коррозия в подземных хранилищах газа (ПХГ) и в газотранспортном оборудовании.
Данные о претензиях Нидерландов к “Газпрому“ подтвердил человек, приближенный к одной из структур российского газового монополиста. По его словам, присутствующее содержание кислорода в газе “Газпрома“ не способно навредить европейскому оборудованию. Требования российского ГОСТа “Газпромом“ соблюдаются: содержание кислорода в газе не выше 0,02 процента молярной доли (200 ррm). Представитель “Газпрома“ выразил уверенность, что экспортный газ полностью соответствует контрактным значениям.
Комментировать ситуацию представитель Gasunie отказался. По словам человека из европейского клиента “Газпрома“, проблема высокого содержания кислорода является актуальной, в “Газпроме“ о ней известно, идут переговоры. Как сообщила представительница Gascade Gastransport GmbH Татьяна Браун, отличие в стандартах качества газа в России и Восточной Европе обсуждают чиновники и представители нескольких европейских ассоциаций. Однако кислород — не единственная претензия к российскому газу.
Представитель еврокомиссара по энергетике заявил, что пока в Европе не приняли единый стандарт качества газа, большинство газовых компаний используют стандарт Европейской ассоциации по оптимизации обмена энергией — 10 ppm добровольно. С марта данный стандарт уже действует в качестве нормы в Германии, однако контракты с “Газпромом“ подписывались раньше, и поэтому на него нормы не распространятся. Черновик документа о стандарте качества газа уже на руках у экспертов. Согласно этому документу, 10 ppm будут нормой для газа, который сможет без препятствий пересекать границы, а для ПХГ, созданных до 2006 г., где кислород используется для обессернивания газа, будет действовать щадящая норма — 100 ppm.
Введение более жестких требований к содержанию кислорода - это вопрос технического плана. Возможно, это позволит европейцам со следующего года просить новую скидку к цене, чтобы компенсировать разницу в качестве. И все же не стоит надеяться, что даже в этом случае “Газпром“ пойдет на уступки, так как у Европы нет альтернативы российскому газу.