В наше время та часть европейских соседей России, которая активно интересуется внешней политикой, именно благодаря последним действиям и заявлениям Кремля стала резко увеличиваться. Еще некоторое время назад на Западе, большинство людей интересовалось только вопросами по поддержанию своей комфортной жизни, как пишет Е. Гонтмахер, член Комитета гражданских инициатив РФ на сайте «Эхо Москвы».
Про внешнюю политику почти сразу после того как танки СССР ушли из Восточной Европы, а сам Советский Союз канул в лету, рассуждали только дипломаты, журналисты и считаные лидеры Запада. Бурлящие Афганистан, Ближний Восток, тропическая Африка, как казалось, располагаются на совсем другой планете. А на открывшуюся всему миру Россию современный «еврообыватель» смотрел с большим изумлением из-за ее по-настоящему неевропейских просторов, огромных природных богатств — и с осторожными симпатиями к ее многострадальному народу.
Так продолжалось до весны текущего года. Поворотным пунктом оказалось присоединение Крыма к РФ. Гонтмахер уверен, что если бы все это произошло из-за вооруженных столкновений (к примеру, между местными жителями и туда заехавшим «Правым сектором»), а также вмешательства российских войск, то общественное мнение в Европе на крымский вопрос вообще бы и не отреагировало. Как это в свое время произошло с Косово, Северным Кипром, Абхазией и Южной Осетией. Но ситуация пошла по совсем иному варианту. Кровопролития не было, а сам вопрос о переходе Крыма в РФ был молниеносно решен.
На первый взгляд, казалось бы, чего, в общем-то, европейцам обижаться — ведь у них есть свои проблемы в Шотландии и Каталонии, которые желают стать независимыми государствами. Но если прислушаться к современной европейской логике, то на первое место в наше время выходит именно сама скорость такого процесса. Каталония и Шотландия проводят переговоры о суверенитете с центральными властями уже не один десяток лет, и соответствующие референдумы там никто не назначает вечером на следующее утро.
Запад меняет свое отношение к России.
Таким образом, важнейшая черта известного европейского менталитета — это нежелание менять давно устоявшиеся правила в общественной жизни. Времена передела границ, революций для западных соседей России —прошлое, которое никак не может повториться. Если говорить начистоту, то это «обывательщина», плавно перетекающая в настоящий консерватизм, уверен эксперт. И это относится не только лишь к наиболее сильным странам типа Франции, ФРГ или же Великобритании. Греция, которую поймали на грубейших нарушениях существующих финансовых правил ЕС, была очень жестко наказана: ощутимо уменьшись зарплаты и пенсии, резко выросла безработица.
Запад более чем двадцать лет считал, что такие его базовые ценности, как предсказуемость, стабильность, а также готовность идти на компромиссы, неуклонно станут и всем для россиян. Собственно говоря, в этом и заключалось бы российское вхождение в ментальное пространство Европы. Однако именно крымский казус, а затем и пресловутые события на востоке Украины развернули, как представляется самим европейцам, вспять эту тенденцию. У них начинает складываться убеждение, что граница их континента сильно к ним приблизилась и вообще перестала быть границей тесного партнерства. С их точки зрения, в РФ теперь все возможно.
Над страхами латышей и эстонцев по поводу возможного вторжения к ним русских можно посмеяться, как считает Гонтмахер, но многие жители т. н. «старой Европы» в это поверили искренне, а это более чем серьезная тенденция, которая не может россиян не волновать.
Дело заключается в том, что политики, которые играют во взаимные санкции, могут быстро все переиграть. Для этого будет достаточно организовать нескольких закулисных переговоров и через по-настоящему взаимные уступки найти компромисс. Но вот простой европейский обыватель еще долго сторониться будет всего российского — начиная от сокращения туристических поездок и заканчивая свертыванием научных и деловых связей.
Типичный европеец себе не может представить, чтобы в его городе из кранов не текла хоть какая-то вода, отсутствовали телефонная связь и свет, а по улицам бродили хорошо вооруженные люди, которые могут грабить всех, кого захотят. Аналогично это уже никак не может себе представить и житель какого-нибудь китайского городка. На данном фоне бытовые ужасы Луганска и Донецка (в независимости от того, кто в этом оказался виноват) тревожат мирного европейского обывателя не потому, что его сильно волнует судьба Украины. Его сильно страшит, что такие же, аналогичные нравы навязаны могут быть Польше и Чехии, ФРГ и даже Великобритании...
«Поэтому перед лицом по-настоящему фундаментальной угрозы европейцам и россиянам смертельно опасно выяснять свои отношения в попытках отъесть друг от друга куски огромного постсоветского пространства, как считает эксперт», - передают журналисты из издания «Биржевой лидер». Диалог глав государств обязательно должен быть дополнен диалогом интеллектуалов, что должны транслировать обывателям и России, и Европы ценности не ненависти и розни, а того, что объединяет. Других шагов попросту не осталось, если россияне дорожатьРоссией, а европейцы — миром.