Ходатайство Российской Федерации о передаче в Большую палату и пересмотре принятых еще в июле текущего года постановлений, вынесенных в пользу акционеров ЮКОСа, было отклонено пятью судьями Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
Самым резонансным из этих постановлений является решение о выплате бывшим акционерам ЮКОСа 1,866 миллиарда евро в виде компенсации за те нарушения их гарантированных Европейской конвенцией прав человека, которые были установлены ЕСПЧ еще в 2011 году. Кроме всего прочего, Российская Федерация еще и не согласилась с решением, принятым ЕСПЧ, согласно которому Борису Немцову была присуждена выплата за незаконное задержание на митинге 2010 года в размере 26 тысяч евро. Имеются и другие обжалованные Россией решения, как, к примеру, признание нарушений прав этнических чеченцев в Курганской области и дела об экстрадиции из России жителей Средней Азии. Таким образом, общая сумма компенсаций, присужденных им, составляет 150 тысяч евро.
Согласно регламенту ЕСПЧ, существуют исключительные случаи, при которых стороны, в отношении которых вынесено решение одной из палат, имеют право просить о передаче дела на рассмотрение 17 членов Большой палаты суда. Подобные прошения рассматривает только коллегия, состоящая из пяти судей, которые никогда не принимали участия в рассмотрении данного дела. В случае если этот запрос все-таки будет отклонен коллегией, то решение инстанции, стоящей ниже по рангу, становится окончательным. На сайте ЕСПЧ сообщается, что официальный пресс-релиз по поводу принятия данного решения будет обнародован уже сегодня.
Аналитики раздела «Новости России» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер» считают нужным напомнить, что решение о выплате компенсации бывшим акционерам ЮКОСа, основанное на принятом постановлении ЕСПЧ еще в 2011 году, было принято 31 июля. Оказалось, что суд пришел к выводу, что Российская Федерация без каких-либо законных оснований практически вдвое повысила налоговые штрафы ЮКОСу за 2000-2001 годы. Кроме этого, была необоснованно установлена в размере максимальных 7% сумма исполнительского сбора приставов. По мнению представителей ЕСПЧ, эта сумма не могла превышать 4%.
Сумма, которая называется «прямой материальный ущерб», была установлена Страсбургским судом в размере 1,866 миллиарда евро в результате сложения суммы штрафов и лишних 3% сбора, а также учитывая инфляцию евро, которая составила 12,62%. В решении Европейского суда сказано, что поскольку компания ЮКОС полностью прекратила свое существование, то и сумма компенсации должна быть выплачена «государством-ответчиком ее акционерам, их правопреемникам и наследникам в соответствии с их номинальной долей участия в компании».
Теперь же Российская Федерация вместе с Комитетом министров Совета Европы, который, в свою очередь контролирует исполнение решений ЕСПЧ, должна будет на протяжении шести месяцев, то есть до 16 июля 2015 года, разработать конкретные предложения по процедуре и срокам выплат. Страсбургский суд решил помочь России в данном вопросе, и сослался на реестр акционеров ЮКОСа, а также на дату его ликвидации. Если сторонам все-таки не удастся достигнуть общих договоренностей, то данный вопрос снова придется решать Европейскому суду по правам человека. При этом в аппарате ЕСПЧ и ранее отмечали, что на исполнение данного решения могут уйти не только месяцы, но и годы, в особенности, если учитывать тот факт, что компенсация должна быть распределена примерно между 50 тысячами бывшими акционерами ЮКОСа.
Министерство юстиции еще 29 октября направило в Большую палату обращение, которое вчера было отклонено. Однако о его содержании средства массовой информации не знали, поскольку в Минюсте сослались на «принципы и нормы конвенции, подтвержденные прецедентной практикой ЕСПЧ и демонстрирующие необоснованность выводов первой инстанции». Немногим ранее в ведомстве заявляли, что те нарушения конвенции, которые были установлены ЕСПЧ, не совпадают с «толкованием» Конституционного суда Российской Федерации, который по отношению в ЮКОСу «подтвердил правомерность действий уполномоченных органов власти».
На официальном сайте ведомства также сообщалось, что власти Российской Федерации категорически не согласны с «присвоением» ЕСПЧ права определять обоснованность установленного на национальном уровне размера санкций и ставить под сомнение «право национального законодателя самостоятельно определять вид и размер наказания за нарушение действующих в государстве правовых норм». В Министерстве юстиции констатировали, что именно по этой причине Российская Федерация «не рассматривает данный судебный акт как пример справедливого и беспристрастного подхода к оценке юридических и фактических обстоятельств дела».
Более того, ведомство подвергло критике «неизвестное ранее в судебной практике» Европейского суда по правам человека введение в дело на стадии вынесения решения «новых участников процесса», в пользу которых присуждены выплаты. Дело в том, что в России убеждены, что никто из акционеров не являлся участником процесса, не обращался к составу суда с просьбой о допуске к участию в нем, не заявлял материальных претензий и не уполномочивал заявителя на защиту своих интересов».