По словам главы Европейского парламента Мартина Шульца, российская пропаганда уже добилась определенного успеха в Европе. Более детально мнение Шульца об успехах российской пропаганды в европейских странах узнавали журналисты раздела "Новости Европы" издания "Биржевой лидер".
Мартин Шульц заявил, что российская пропаганда сегодня, судя по всему, уже добилась определенного успеха в отношении части жителей стран Европейского Союза. В интервью немецкому изданию Zeit накануне проведения саммита ЕС глава Европарламента обратил внимание на некоторых глав правительств стран ЕС, которые уже более-менее открыто обхаживают президента РФ Владимира Путина. Впрочем, никаких конкретных имен в этой связи Шульц называть не стал.
В список европейских политиков, симпатизирующих президенту Российской Федерации, действительно можно записать многих чиновников из стран Европейского Союза, министров и даже нескольких президентов. Они представляют собой весьма мощное лобби, которое очень активно выступает против продления санкций, введенных в отношении РФ.
Лоббисты интересов Российской Федерации в качестве аргумента заявляют, что условия подписанных в Минске мирных соглашений все-таки выполняются, пускай даже этот процесс происходит довольно вяло. Однако в корне их желания отказаться от продолжения давления на Россию лежит не так политическая, как экономическая мотивация, а порой и вообще сугубо личная. Лоббисты ощущают, как санкции, введенные против Российской Федерации, рикошетом бьют и по их странам, и при этом прочно сидят на российской "газовой игле", соскочить с которой для многих невероятно сложно, а иногда и просто невозможно. Силу убеждения "кремлевских друзей" также не стоит сбрасывать со счетов – они умеют очень красиво обрисовать где-нибудь в кулуарах все несомненные преимущества дружбы с Российской Федерацией.
Возникает сразу несколько вопросов: каким образом в данной ситуации кремлю могут противостоять страны, составляющие костяк Европейского Союза, в частности, лидер ЕС Германия? Есть ли у Берлина какие-то инструменты в борьбе за колеблющиеся в своей позиции страны? По мнению Манфреда Заппера, немецкого социолога и политолога, ответ, как оказалось, довольно прост: никаких инструментов у Германии нет, как нет их и у Европейской комиссии. Он заявил: "Все то, что происходит сейчас, является неким политическим торгом, при котором для принятия решений на кон ставятся не санкции, а совершенно иные аспекты и интересы, являющиеся более важными для определенных стран Евросоюза".
Политолог отметил, что тем же Венгрии или Греции необходимо предлагать что-то взамен, и это, по его мнению, будет сделано. Он полагает, что наибольшим просчетом Владимира Путина стала спекуляция относительно возможного разобщения европейцев. Ни сам президент РФ, ни его окружение не ожидали, что та же Германия, со всеми ее экономическими интересами, связанными с Россией, поддержит введение санкций. Пример Германии убедил поддержать санкции против России и другие страны ЕС, например, занимавшую до этого довольно неуверенную позицию Австрию.
Окончательно "хоронить" Европейский Союз еще рано – Шевцова.
По словам Лилии Шевцовой, российского политолога и внештатного сотрудника Института Брукингса (США), окончательно "хоронить" Европейский Союз еще рано. Она обращает внимание, что именно канцлеру ФРГ Ангеле Меркель пока удается сохранять единство всех 28 стран Евросоюза в вопросе санкций, причем даже тех стран ЕС, которые дружат с Москвой. Впрочем, политолог пока затрудняется сказать, пойдет ли Германия, как лидер Европейского Союза, поскольку этот процесс идет весьма медленно.
Шевцова отметила, что она, например, не знает, как Евросоюз будет справляться с так называемым "венгерским путинизмом", как будет решать кризис в Греции, который может также перекинуться и на другие средиземноморские страны. "Сегодняшний кризис в Европе, - полагает она, - является кризисом модели европейской организации, третьим по счету кризисом Запада после событий 30-х и 70-х годов прошлого века". Однако каждый раз, входя в кризис, европейцы выходят из него на подъеме, и это является признаком жизнеспособности, признаком либеральной цивилизации. События вокруг Украины, ее противостояние с Российской Федерацией подтолкнуло европейцев к мысли о собственных ценностях, собственной идее и собственных траекториях. "С этим кризисом, - убеждена Шевцова, - ЕС обязательно справится, однако с какой скоростью Европейский Союз сможет его преодолеть, и каковы будут последствия кризиса – этот вопрос пока остается без ответа".
Штеффен Халлинг, сотрудник фонда "Наука и политика", уверен, что разные позиции стран ЕС относительно санкций против России вовсе не являются признаком раскола внутри Европейского Союза. Он напомнил, что разные точки зрения на политику, реализуемую Кремлем, были с самого начала российско-украинского конфликта – они отличались в зависимости от приоритетов той или иной страны. По словам эксперта, необходимо признать силу российской пропаганды, поэтому до жителей и Германии, и Европы в целом необходимо доносить реальную информацию о происходящих на территории Украины событиях. "Все должны понимать, - подчеркнул Халлинг, - что в данном случае ни о какой гражданской войне речь не идет".