Пока информация бортового самописца окончательно не подтвердила вину Андреаса Любица, шквал обвинений необоснован. Такое мнение в своей статье выразил российский медийщик, колумнист Bloomberg Леонид Бершидский.
Средства массовой информации в материалах, посвященных предположениям относительно того, что второй пилот Germanwings Андреас Любиц разбил над французскими Альпами самолет намеренно, уже сделали вывод, что он виновен.
«27-летний Андреас Любиц - безумный пилот», - гласит один из заголовков самого популярного немецкого таблоида Bild. «Убийца в кабине пилота», - пишет лондонская Daily Mail. Однако лучше всех высказалось издание The Independent: «Массовое убийство из кабины пилота». Иные таблоиды продолжили в том же духе: «пилот-предатель», «безумец», «кто вообще пустил этого безумца в самолет?».
«А все из-за того, что Брайс Робин, марсельский прокурор, посчитал уместным сообщить, что второй пилот «захотел уничтожить самолет». Такого рода вывод прокурор сделал, ссылаясь на аудиозаписи из кабины. Однако их можно по-разному интерпретировать. Утверждать с уверенностью можно лишь то, что капитан пошел в туалет, оставив в кабине второго пилота. Затем, согласно словам Робина, этот второй пилот, заблокировав дверь и тем самым помешав коллеге вернуться в кабину, начал резкое снижение. Вероятно, капитан начал ломиться в дверь, однако безуспешно - Любиц сидел тихо; на аудиозаписи за стуком и криками прослушивалось его ровное дыхание. Доказательств, которые в настоящее время имеются, недостаточно, чтобы делать такие фундаментальные выводы, какие сделал Робин», - отмечает Бершидский.
Для открытия двери кабины пилота необходима определенная процедура.
Обычно повторное открытие двери кабины предусматривает связь с пилотом, находящимся внутри, с помощью внутреннего телефона, потом следует нажатие кнопки, которая посылает в кабину сигнал. Пилот, который находится в кабине, услышав сигнал, нажимает переключатель, чтобы коллега смог войти в кабину. Если такая процедура не происходит, человеку, находящемуся снаружи, необходимо ввести код, после этого он получает 30 секунд, чтобы открыть дверь.
«Вот представьте себе, что пока Патрика Сонденхаймера (капитан) не было в кабине, Любиц потерял сознание, а капитан и команда по какой-нибудь причине знали неверный код входа. Либо допустите, что Патрик Сонденхаймер вместо стандартной процедуры входа начать стучать в дверь. В таком случае, согласно инструкции, пилот, который находится внутри, обязан заблокировать дверь. И если предположить, что все происходило именно так, то, возможно, Любиц стал паниковать, подумав, что самолет хотят захватить, и предпринял попытку совершить экстренную посадку? Эти версии выглядят очень нереалистично, однако не менее нереалистично также и предположение относительно того, что Любиц специально убил 150 людей, при этом даже не зная их, поскольку был в депрессии либо поссорился с девушкой», - пишет Леонид Бершидский.
Во время пресс-конференции Робина спросили относительно религиозных взглядов второго пилота. Прокурор сразу понял намек, сказав: «В списке террористов он не значится, если вы на это намекаете». «Однако правда заключается в том, что выстроить надежную теорию произошедшего с рейсом 9525 без технических данных с бортового самописца невозможно. Если его найдут, то можно будет выяснить, почему началось снижение самолета», - отмечает Бершидский.
Пока не найдут второй самописец, делать окончательные выводы не следует.
Как заметил Уильям Лангевише, корреспондент Vanity Fair, который сам пилот, относительно предположений прокурора: «Утверждать что-либо еще рано. Слепо хвататься за единственную теорию профессиональные детективы не будут. Они будут рассматривать все варианты. Насколько мне известно, самописец еще не нашли, и существует вероятность того, что он мог не пережить этот инцидент».
Такой же вывод сделали и в Vereinigung Cockpit, немецком профсоюзе пилотов:
«В настоящее время причины падения самолета, как и объяснение по поводу того, почему второй пилот никак не отреагировал на обращения к нему капитана, остаются неизвестными. Также нет ответа, почему капитану не удалось вернуться в кабину. Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, нужно как можно быстрее найти самописец и проанализировать данные, хранящиеся в нем».
«До тех пор пока не доказано, что Любиц разбил самолет специально, шквал обвинений необоснован. Все это причиняет боль родственникам Андреаса Любица, заставляет нервничать тех людей, которые были с ним знакомы и знали его как нормального человека, и ни капли не уменьшает страданий родных погибших. Горе и гнев - крайне плохое сочетание. Одиннадцать лет назад гражданин России Виталий Калоев отправился в Швейцарию специально, чтобы воткнуть нож в авиадиспетчера, которого обвиняли в крушении самолета, при котором погибла семья Калоева. Даже после вынесения приговора россиянин не раскаялся. Расследование авиакатастроф - это не та сфера, где уместны поспешные выводы. И в настоящее время меня меньше всего волнует личная жизнь покойного Любица. Намного важнее - почему самолет стал терять высоту над горами», - отметил Бершидский.