Вопрос членства Украинского государства в НАТО будет решаться на всеобщем референдуме. С таким заявлением выступил на текущей неделе президент Петр Порошенко. «23 апреля украинский лидер утвердил годовую программу сотрудничества с НАТО, которая в контексте российской агрессии приобрела особое значение», - отметили в АП.
Последние опросы свидетельствуют о том, что 43,3 процента жителей Украины сегодня готовы проголосовать за то, чтобы страна вступила в Альянс, 31,6 процента украинцев выступают против такой идеи. При этом стоит отметить, что четыре года назад соотношение сторонников и противников вступления было обратным - 17,9 и 59,6 процента соответственно.
Членство в НАТО требует модернизации всей системы безопасности.
Что изменилось в соседних государствах после того, как они вступили в Альянс? Стали ли они более защищенными? Что в действительности будет означать для Украинского государства вступление в НАТО, а также как это отразится на обороноспособности страны, в интервью журналистам издания «Новое время» рассказал Роберт Ондрейчак, в прошлом госсекретарь Минобороны Словакии.
Согласно его словам, вступление Словакии в НАТО было крайне важным стимулом для модернизации как самих вооруженных сил, так и всей системы безопасности страны. Модернизации вооруженных сил членство в Альянсе не требует - оно требует трансформации и модернизации всей системы безопасности. Вступление в НАТО меняет задачу вооруженных сил, поскольку она перестает сводиться к тому, чтобы защищать государство. Вооруженные силы становятся частью одной большой военной системы.
Как отметил Ондрейчак, вступление Словакии в НАТО полностью изменило военную стратегию страны. «Разница состоит в том, что сейчас мы сосредоточены не на изолированной, индивидуальной защите государства. Теперь стратегия самозащиты государства в том, чтобы быть эффективным элементом огромной системы, защищающей территории всего Альянса», - отмечает он.
Согласно словам Ондрейчака, после вступления в НАТО Словакия стала более защищенным государством. «Гарантии нашей безопасности в настоящее время на более высоком уровне, поскольку ее обеспечивают как вооруженные силы самой страны, так и силы коллективной безопасности. Хочу отметить, что мы верим в могущество коллективной обороны, также мы верим, что внутри НАТО одинаково защищены как Словакия, так и Великобритания, и Германия. Мы все имеем одинаковые гарантии безопасности», - подчеркивает он.
Ондрейчак рассказал, что конкретно изменилось внутри непосредственно ВС: «Мы изменили образ мышления людей, структуру, научились думать без ограничений национальными рамками. Кроме этого, мы изменили подход к военному планированию, языковые навыки военных, оборонную стратегию. Мы разработали новую военную стратегию, поменяли систему разворачивания войск. Что касается вооружения, то мы вступали в Альянс, имея старые советские системы оружия. Модернизация этих систем не была критерием для членства. Мы их просто модифицировали, чтобы они могли работать с системами НАТО. Сейчас у нас то же самое советское вооружение, но мы добились, чтобы оно было совместимо с натовским. Однако это те же истребители МиГ-29, те же бронемашины. Мы провели определенную модернизацию и модификацию, к примеру, тех же систем связи, истребителей. Однако все они по-прежнему советские, такие же, какие есть и на вооружении в Украинском государстве, поскольку оружие у нас одного поколения. Сейчас идет процесс модернизации вооружения, однако это не потому, что так требует НАТО, а по той причине, что жизненный цикл систем подходит к концу».
Также он подчеркнул, что они не будут больше покупать российское оружие, поскольку не хотят быть зависимыми от поставок из РФ. «После подписания договора на поставку оборудования ты связан с поставщиком на 25 лет - расходные материалы, обслуживание, запчасти. С этим мы хотим покончить. Еще один момент - если покупаются западные системы вооружения, то уже не нужно никаких модификаций, потому что они уже совместимы», - подчеркивает Ондрейчак.
Вопрос качества.
По словам Ондрейчака, Словакия провела огромные реформы. «В настоящее время у нас контрактная, профессиональная армия. Когда в 1993 году Словакия стала независимой, наша армия насчитывала 48-49 тысяч человек. Мы ее реформировали по стандартам НАТО, и что важно - мы перешли на профессиональную армию. Это было сложно, однако мы справились. Ведь это требует как организационных преобразований, так и изменения способа мышления у военнослужащих. Это вопрос качества. Солдат с опытом одного года срочной службы, не имеющих опыта боевых действий, нельзя сравнить с солдатами, имеющими 10- или 15-летний опыт службы в профессиональной армии, службы в Ираке, Афганистане, на Балканах», - сказал Ондрейчак.
По его мнению, реформировать украинскую армию во время военных действий нельзя, поскольку любая реформа на некоторое время создает определенные сложности.
«Однако в перспективе, когда закончится война, перед вашими специалистами в военной сфере встанет довольно серьезный вопрос: трансформировать армию в профессиональную или нет? Им придется определиться, что вам нужно - масштабная мобилизация или профессиональная армия. Естественно, профессиональная армия является более качественной военной силой», - отметил Роберт Ондрейчак.