Сколько европейские страны потратили, чтобы поддержать экономику Украины с того времени, как Российская Федерация незаконно аннексировала Крым и начала войну, чтобы таким образом дестабилизировать работу нового украинского правительства? Ответ на этот вопрос попытались найти журналисты издания Bloomberg.
Ответ на поставленный выше вопрос может быть кратким: недостаточно. Если бы Украинскому государству предоставили полагающуюся материальную помощь, как Кремль, так и сами украинцы могли бы увидеть, что экономика их страны может выстоять, невзирая на непрекращающееся давление со стороны Российской Федерации. Для достоверного ответа на вопрос о помощи украинской экономике, нужно выяснить, в чем была суть финансовой реакции Европейского Союза на кризис в Украине.
Европейская комиссия представила отчет, в соответствии с которым, для оказании помощи бюджету Украины ЕС предоставил 2,21 миллиарда евро, то есть меньше одного процента от суммы, предоставленной странами еврозоны для материальной помощи Греции.
Помимо этого, в ЕС обещали, что если Украина согласится выполнять все условия Международного валютного фонда, который четко настаивал на коррекции в фискальной системе и проведении структурных реформ, Киев дополнительно получит еще 1,2 миллиарда евро. Более того, в ЕС предлагали Киеву 355 миллионов евро для покрытия временного дефицита и на выполнение условий нового соглашения относительно торговли и ассоциации.
Кроме этого, есть и денежные транши, входящие в состав обещанной финансовой помощи Евросоюза Украине в размере 11 миллиардов евро. Однако поступление этих средств происходит немного странно. Например, в ответе Европейской комиссии речь идет о том, что европейское агентство, отвечающее за ядерную безопасность в Европе, Euratom, предоставит Киеву триста миллионов евро кредита. О кредите агентства Euratom информация появилась в июле, но решение относительно его предоставления приняли в еще в 2011 году, задолго до того, как Кремль аннексировал Крым.
Конечно же, это кредит позволяет выгодно вложить средства в экологическую безопасность Европы, и этот вопрос для Украины, пережившей в 1986 году Чернобыльскую катастрофу, очень актуален. Страна уже очень давно ощущает потребность снижения своей зависимости от импортируемого из России газа, то есть в одобрении этого кредита нет сомнений. Однако эксперты сомневаются, что эти деньги смогут дать ответ на нынешний кризис.
Точно так же поступление еще трех миллиардов евро пакета финансовой помощи от ЕС, о котором говорят все, происходит в рамках проектов, которые должен был реализовать Европейский инвестиционный банк с 2014 по 2016 год. В действительности, в течение семнадцати месяцев после того, как чиновники Европейского Союза сообщили, что Украина получит финансовую помощь, Европейский инвестиционный банк подписал несколько новых контрактов на общую сумму в 1,3 миллиарда евро. Среди них были контракты, которые касаются строительства заводов по очистке воды, договоренность касаемо предоставления кредитов малому и среднему бизнесу, ремонта транзитных участков газопровода и некоторых проектов по восстановлению инфраструктуры, которая была разрушена в ходе конфликта на востоке Украины. Это все имеет свою ценность.
Но возникает вопрос: на самом ли деле предоставленные Европейским инвестиционным банком три миллиарда евро - это те средства, которые выделялись специально на борьбу с последствиями кризиса? А может, банк решил воспользоваться уже существующим финансовым пожарным шлангом? На протяжение 17 месяцев до 5 марта 2014 года, когда стало известно о начале программы Европейского инвестиционного банка, между этим банком и Украиной были подписаны новые контракты на общую сумму в 1 миллиард евро. Это не так уже существенно отличается от суммы контрактов за следующие 17 месяцев и полностью вписывается в общую положительную динамику развития отношений.
ЕС уверен, что много помогает Украине.
В том, что для оказания помощи Украине делается много, в Евросоюзе полностью уверены. Со слов представителей данного геополитического объединения, если суммировать все вместе, то его поддержка будет «самой значительной финансовой помощью, когда-либо предоставленную Евросоюзом стране, не ходящей в его состав, за такой короткий срок». И ничто не указывает, что это заявление является неискренним.
На сегодняшний день, когда Украине приходится страдать от тяжелых финансовых кровопотерь, предоставление материальной помощи Евросоюза, ВМФ и США, смогло реально уберечь ее от намного более серьезных экономических проблем. Помимо этого, в Украине существует особый риск для своих доноров: вливание финансовых средств в страну, которая имеет один из наиболее коррумпированных бюрократических аппаратов в мире - задаче не из простых.
Но такие рассуждения опускают планку. Дело в том, что Европе не приходилось сталкиваться с ситуацией, в которой существовали бы в себе такие серьезные стратегические риски, еще с периода холодной войны. Чтобы сохранить здоровье континента в долгосрочной перспективе, нормализация ситуации в Украине имеет не менее важное значение, чем возможность для Греции остаться в еврозоне.