Приток сотен тысяч граждан зарубежья скрывает в себе как риски, так и шансы для социальной системы и рынка труда ФРГ. Много чего будет зависеть от скорых и гибких политических решений.
В текущем году в немецком государстве могут попросить политическое убежище от 800 тысяч до 1 миллиона человек. Рассчитывается, что около половины из них его получат. Принимая переселенцев из охваченных войнами государств, граждане Германии управляются гуманитарными и моральными соображениями, мало размышляя пока о возможных последствиях осуществляемого. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Оставим в стороне проблемы культурного, межэтнического и религиозного направления, которые скорее всего спровоцирует прием такой численности переселенцев, что прибывают в Германию в основном из мусульманских государств. Стоит сосредоточиться исключительно на социально-экономических аспектах.
Бездефицитный государственный бюджет по-прежнему реален.
Тут же появляется вопрос: кто за все это оплатит? Ответ довольно прост: страна в лице федеральных, земельных и местных властей. Соответствующие статьи затрат у них присутствуют, в грядущем году их умножат на 6 миллиардов евро. К примеру, в федеральном бюджете на текущий год на прием переселенцев был выделен один миллиард евро, в бюджете на грядущий год к этим финансам прибавят 3 миллиарда. Еще 3 миллиарда получат федеральные земли и муниципалитеты. Однако в Берлине отталкиваются от того, что суммарные затраты на прием переселенцев могут дойти в 2016 году 10 миллиардов евро.
Это много или мало? Как рассказал Deutsche Welle, по результатам первых полгода нынешнего года бюджетный профицит всех государственных органов правления ФРГ составлял 21,1 миллиарда евро, из которых почти 50 процентов пришлась на федеральное правительство. Так, стабильное повышение немецкой экономики и рекордно высокая занятость за шесть месяцев обеспечили Берлину сверхплановые налоговые поступления в количестве этих самых 10 миллиардов.
Другими словами, Германии для финансирования приема и содержания переселенцев даже не придется давать отказ от амбициозной цели прожить не только текущий, но и следующий год с бездефицитным бюджетом, продемонстрировав тем самым пример строгой финансовой дисциплины остальным государствам зоны евро. Если же в грядущем году небольшой дефицит все же появится, то Берлин без затруднений займет требуемые средства на рынке капитала на весьма положительных условиях. Так что никакой требовательности в обозримом будущем поднимать налоги нет.
Маленькая программа стимулирования внутреннего рынка.
На что будут затрачены финансовые средства, выделяемые на прием переселенцев? На их первичное размещение в общежитиях, на питание и предметы первой требовательности, на выплату им 143 евро каждый месяц, на оплату медицинских услуг и, конечно, административного аппарата. Если задуматься, то, по сути дела, говорится о маленькой государственной программе по стимулированию экономического сектора.
Вместо того чтобы отправить внеплановый профицит на оплату государственной задолженности, Берлин делает то, чего давно требуют от Германии ее партнеры по зоне евро: на средства налогоплательщиков создает внутренний спрос. Ведь массовое приобретение для переселенцев продуктов питания и потребительских товаров, аренда жилых контейнеров, оплата услуг ремесленников, оборудующих и обслуживающих общежития, работы водителей автобусов, переводчиков, врачей - все это значит вливание финансовых средств на внутренний рынок.
Однозначно, 10 миллиардов из бюджета можно было бы затратить как-то более инновационно и с большим эффектом, и никаких особых импульсов от этих финансовых средств экономический сектор Германии, конечно же, не получит. Однако негативных макроэкономических эффектов от инвестиций в прием переселенцев в краткосрочном плане уж точно не будет (охлаждение экономического сектора Китая - угроза несравнимо более значительная).
К позитивным для трудового рынка эффектам можно отнести срочное основание новых довольно хорошо оплачиваемых рабочих мест: 3 тысяч в федеральной полиции и 1 тысячи в Федеральном ведомстве по делам миграции и беженцев (BAMF) в Берлине.
Каков смысл: работать либо получать социальную помощь?
Таким образом, на этом этапе прием сотен тысяч переселенцев требует от Германии огромных организационных и логистических усилий, но крупных социально-экономических проблем не порождает. Но они могут возникнуть в среднесрочной перспективе. Если сегодняшние беженцы, получив официальное разрешение на пребывание в ФРГ и все полагающиеся им по закону материальные блага, довольствуются статусом получателя социальной помощи и не захотят или не смогут найти работу, финансовая нагрузка на государство начнет стремительно нарастать.
Насколько велика опасность такого развития событий? Этого не знает никто. Можно только надеяться на то, что люди, рискуя жизнью и здоровьем, преодолевают моря, границы и тысячи километров не для того, чтобы в стране своей мечты до конца дней жить иждивенцами. Тем более, что подавляющая часть прибывающих - это молодые люди, у которых вся жизнь еще впереди, а многие сирийские беженцы являются представителями среднего класса, хорошо образованы и явно стремятся самореализоваться на новом месте.