Итоги референдума в Великобритании о членстве страны в Европейском Союзе сложно предсказать. Его негативный результат ослабит Евросоюз, внимание Европы к проблемам Украинского государства и будет на руку Российской Федерации, отмечают эксперты.
Как уже сообщалось референдум в Великобритании запланирован на 23 июня. В этот день жителям Британии придется ответить на вопрос: «Должна ли страна остаться в составе Евросоюза или выйти из него?». Именно референдум поставит точку в дискуссии относительно места Соединенного королевства в ЕС. Премьер Дэвид Кэмерон выступает за то, чтобы страна оставалась в ЕС.
Следует отметить, что предстоящий еврореферендум уже второй в истории этого государства. Великобритания всегда претендовала на особое место в Европе, в связи с чем у нее были противоречия в отношении видения будущего Евросоюза с немецко-французским тандемом, который составляет ядро объединения. В 1975-м референдум по формату участия в ЕЭС (предшественник ЕС) проводили лейбористы. Еще до голосования премьер-лейборист Гаролд Вилсон договорился об уступках с лидерами Европы и начал агитировать за членство в ЕЭС. За европейское будущее британцы отдали 67 процентов, а левая фракция лейбористов, которая была за выход страны из объединения, была вынуждена признать свое поражение.
Спустя сорок лет референдум о Brexit инициировали консерваторы. Одним из инициаторов был премьер Кэмерон, а теперь он принимает участие в кампании за сохранение страны в Евросоюзе. Но в отличие от 1975-го, сейчас ставки значительно выше - на кону будущее страны, стабильность Европы и сам Евросоюз.
Чего добился Кэмерон?
19 февраля лидеры европейских государств удовлетворили большую часть предложений по усилению спецстатуса Великобритании в объединении, которые были выдвинуты в ноябре месяце. В частности, правительство Британии предлагало закрепить право государства не принимать участие в политинтеграции, а также расширить права национальных парламентов в Евросоюзе, ограничить получение пособий беженцами из иных государств ЕС, устранить некоторые из бюрократических ограничений в рамках единого рынка, закрепить права девяти европейских стран, не входящих в зону евро.
Европейские лидеры подтвердили, что Великобритания не должна стремиться к большей политинтеграции или принимать участие в проекте европейской армии. Было введено правило «красной карточки», в соответствии с которым 55 процентов состава нацпарламентов получат право вето на любой проект закона Евросоюза. Также Великобритании разрешили ограничить новоприбывшим беженцам право на получение пособий на детей на протяжении первых 4-х лет нахождения на территории страны. Их размер будет пересчитан с учетом стоимости жизни в государствах, откуда они прибыли. Пособия по безработице они могут получать через 3 три месяца после приезда в государство, а если за 6 месяцев не найдут работу, то должны будут уехать из страны. Вместе с тем не прошла инициатива Британии о прекращении выплаты пособий на детей мигрантам, дети которых проживают за границей, оставлены многие пособия для мигрантов, которые утратили работу не по собственной вине.
Чего еще хотят евроскептики?
Компромисс с Евросоюзом не успокоил ряд британских евроскептиков. Так, на прошлой неделе мэр Лондона Борис Джонсон поддержал выход страны из Евросоюза: «Фундаментальная проблема продолжает оставаться: у сторонников евроинтеграции есть идеал, который не находит у нас поддержку». Политик возмущен, что большая часть законодательства Великобритании продиктована нормами ЕС. Кроме Джонсона, выход из ЕС поддерживают и 120 из 330 депутатов-консерваторов, а также 5 из 24 министров.
За выход страны из ЕС давно борется и Партия независимости (UKIP). Она практически не представлена в парламенте, однако на прошлогодних выборах получила 12,7 процента голосов. Главная часть сторонников партии – это обедневший средний класс, население депрессивных районов, которое видит в мигрантах из новых европейских государств, конкурентов на рынке труда. «Необходимо выйти из Евросоюза. Мы сами будем контролировать свои границы и управлять государством», - сказал лидер UKIP Найджел Фарадж. Согласно мнению политика, после выхода из Евросоюза европейским мигрантам потребуются разрешения на работу, такие же, как и всем прочим. Британцы займут рабочие места, которые сейчас занимают мигранты из европейских государств, работодатели вынуждены будут увеличить зарплаты, а на больницы и школы уменьшится миграционная нагрузка.
Сторонники выхода из ЕС сформировали межпартийные платформы. Самое большое влияние имеет Vote Leave. Ее основал миллиардер Питер Кродэсом и один из спонсоров лейбористов Джон Милз. В платформе принимают участие Джонсон и Майкл Гоув, министр юстиции. Кроме Vote Leave, есть еще не менее активная платформа Leave EU.
Поддерживают выход из ЕС и объединение предпринимателей «Бизнес для Британии», а также ряд влиятельных британских СМИ - Daily Star and Daily Express, The Daily Telegraph, The Sun и The Times.
Сторонники выхода утверждают, что это сможет остановить наплыв мигрантов из европейских государств, готовых работать за мизерные зарплаты, и спасет систему соцзащиты государства, которой они пользуются. В период с сентября 2014-го по прошлогодний сентябрь количество мигрантов в Великобритании увеличилось на 323 тысячи, из которых 53 процента составили мигранты из европейских государств. Сторонники выхода страны из ЕС педалируют именно эту тему. В качестве еще одного аргумента они отмечают, что Британии не надо будет платить тринадцать миллиардов фунтов членского взноса в Евросоюз, из которых всего 7 миллиардов фунтов возвращается в государство в виде субвенций из европейского бюджета.
Сторонники сохранения членства подчеркивают, что в случае выхода страна лишится безбарьерного доступа на европейский рынок с 500 миллионами потребителей, на который приходится порядка 45 процентов британского экспорта, 3 миллиона рабочих мест, а лондонский Сити утратит значение как важнейший финцентр Европы.
Автор: Екатерина Кравец