Бельгия еще после терактов во французской столице стала считаться колыбелью террора. «Местные власти совершили ошибки, однако дело не только в этом», - пишет Барбара Везель на станицах издания Deutsche Welle.
«Уже несколько месяцев мы знаем, что террористы проживают в Моленбеке, а также в Андерлехте или Схарбеке. Это все районы Брюсселя. Также мы знаем, что террористы могут собирать бомбы и готовиться к самоподрывам в иных бельгийских городах. Известно и то, что над полицией Брюсселя стоят еще 6 инстанций, которые крайне неохотно взаимодействуют между собой. Что для следователей по борьбе с терроризмом в штате отведено только 750 мест, и из них 150 до настоящего времени остаются незанятыми. Об организационном хаосе, спровоцированном неформальным разделением государства на Фландрию и Валлонию, тоже уже очень много писали», - отмечает Везель.
Терроризм искоренить полностью невозможно.
Действительно, пишет автор, благодаря более серьезной слежке, эффективной работе правоохранительных органов и более тесному взаимодействию между государствами Европы, вероятнее всего, можно было бы вычислить и заранее арестовать того либо иного боевика. Однако считается, что отыскать всех членов уже разветвленной преступной сети под силу только полицейскому государству, где за каждым есть наблюдение. Вместе с тем, подчеркивает Везель, пример Турции или Российской Федерации показывает, что данный аргумент не всегда работает: в авторитарных странах с огромным аппаратом служб безопасности тоже бывают террористические акты, а не только в открытых обществах Запада.
«Когда министр по делам разведслужб Израиля Исраэль Кац сейчас заявляет, что бельгийцы якобы очень любят наслаждаться жизнью и есть шоколад вместо того, чтобы сосредоточиться на своей собственной безопасности, остается только печально ухмыльнуться. Его собственное вооруженное до зубов государство является ярким примером того, что преступления, которые совершаются одиночками, предотвратить практически невозможно. Точно так же польский премьер-министр Беата Шидло делает вывод, что якобы сейчас из-за террористических актов в Бельгии государство не может принимать сирийских беженцев. Большинство брюссельских боевиков были гражданами Бельгии. Несколько десятилетий назад их отцы эмигрировали в государство. Террористы уже среди нас, причем уже достаточно давно», - пишет автор.
Ответ необходимо искать не в жалобах на социальную изоляцию или безработицу среди молодежи, отмечает Везель. Вовсе не бедность заставляет бандитов собирать бомбы. Дело в полном ненависти послании побуждающей к насилию, антизападной формы ислама. Как раз этот ислам мог многими десятилетиями беспрепятственно распространяться по Бельгии, и началось все с салафизма (консервативное течение ислама), который распространен в Саудовской Аравии. Как раз салафизм достаточно активно проповедуется в большинстве бельгийских мечетей, отмечает автор.
В преимущественно католической Бельгии долгий период придерживались позиции, что мусульманам необходимо дать возможность жить тут на свой лад. Все это стало причиной того, что как раз здесь проповедники ненависти беспрепятственно могли произносить свои собственные ядовитые речи. Возникло параллельное общество, в котором ненависть к свободному западному миру стала объединяющей идеей, где ряды сплотились против самой страны. Тут встречаются сторонники терроризма, помогавшие скрываться преступникам, отмечает автор.
Как бороться?
В Бельгии, отмечает Везель, как и в любом ином месте, где есть огромное мусульманское население, нужно покончить с ложной толерантностью. Не бояться начать активно бороться с определенными аспектами ислама, контролировать то, как люди эту религию исповедуют. До настоящего времени никто из соображений политической корректности не осмелился заявить об этом, однако время уже пришло, отмечает автор. Везель указывает на следующие меры, которые, по ее мнению, следует предпринять: стратегия против радикализации в тюрьмах, контроль за мечетями, непосредственное уголовное преследование каждого «исламиста-возвращенца» из сирийских лагерей тергруппировки «Исламское государство».
Все это, подчеркивает автор, - политически неоднозначные и очень сложные задачи. В то же время это единственная возможность хоть как-то противостоять терроризму. «Богу убийцы не нужны», - автор приводит название одного из комментариев в популярной немецкой газете. «Как раз это и является тем посланием, которое обязаны распространять в собственных рядах миролюбивые мусульмане. А бельгийское правительство должно сделать его своим девизом», - подчеркивает Везель.
Напомним, утром 22 марта в аэропорту Завентем в Брюсселе с небольшим промежутком прозвучали два взрыва. Пассажиров сразу эвакуировали из здания, закрыли аэропорт, железнодорожное сообщение с ним тоже было остановлено. Отменили все рейсы, а самолеты, которые направлялись в Завентем, перенаправили в иные европейские аэропорты. А через короткое время взрывное устройство сработало на станции метро «Мальбек» возле квартала, где расположены ведомственные учреждения Евросоюза.
В результате взрывов погиб 31 человек, порядка трехсот получили ранения.