Высшее руководство Европейского Союза заявило о серьезной обеспокоенности в связи с тем, что одним из лидеров президентской избирательной гонки в Австрии (второй тур которой состоится в следующем месяце) стал представитель «Австрийской партии свободы», характеризующейся своей крайне правой направленностью. Об этом сообщают эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на статью европейского редактора РуссКой службы ВВС Кати Адлер.
Мировые средства массовой информации крайне негативно отзываются об итогах президентской кампании в Австрии. В частности, испанское издание El Pais заявило о «триумфе крайне правых», а британская газета Guardian вообще сообщила о том, что Европу грядут радикальные потрясения. Известное в Италии издание Corriere della Sera отметило, что победа досталась «крайне правым партиям, характеризирующийся крайне негативным отношением к мигрантам». Наконец, немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung обратилось с призывом к традиционным политическим силам с просьбой не оставить без реакции такие тревожные сигналы.
Немало средств массовой информации в Европе заявляют о том, что успех на выборах Норберта Хофера, руководящего «Австрийской партией свободы» с главной ролью, которую в кризисе с мигрантами в Европейском Союзе играет Австрия.
Австрия в легком недоумении.
В своей статье для одного из европейских изданий Питер Шварц, являющийся журналистом-троцкистом, отметил, что на самом деле правительства Европы видят перспективу своего будущего в Австрии. При этом Шварц убежден в дальнейшем росте популярности правых сил в европейских странах. Впрочем, такое мнение им было высказано еще шестнадцать лет назад, в феврале 2000 года. На тот момент «Австрийская партия свободы» в первый раз стала частью правительства
Тогда же на харизматичного лидера партии Йорта Хайдера было совершено нападение как непосредственно у себя на родине, в Австрии, так и за ее пределами. А причиной этого стали его хвалебные отзывы относительно гитлеровской Дивизии войск СС. К тому же его речи были переполнены критикой присутствия мигрантов в стране.
Катя Адлер отмечает, что в то время она проживала в австрийской столице, где, кроме всего прочего, занималась подготовкой репортажей о многотысячной антихайдеровской демонстрации. Ее участники, которые вышли с протестом на площадь Хельденплац, начали скандировать «Никогда больше!».
Таким образом, шестнадцать лет назад в Европе с крайним негативом прореагировали на то, чтобы «Австрийская партия свободы» стала частью правительственной коалиции. Дошло до того, что впервые за историю существования Евросоюза всеми другими членами этого геополитического объединения были введены санкции против государства, имеющего членство ЕС. К тому же, заморозились дипломатические отношения с официальной Веной, и Австрия была подвержена остракизму. Но нынешняя ситуация совершенно иная.
Реакция нынешней Европы ограничилась только тем, что политические лидеры в недоумении подняли брови, но не более того. Сейчас уже никого не удивишь тем, что в Австрии есть своя крайне правая партия. И чем далее, тем чаще во всех странах Европы от крайне правых партий звучат заявления антииммигрантского и евроскептического характера.
Как ни странно, но значительную поддержку подобные призывы находят среди итальянцев, немцев, датчан, шведов, греков, французов и голландцев.
При этом Катя Адлер не склонна считать, что европейцы сделали полный разворот на право. Еще в 2000 году в Евросоюзе были популярными правые партии. В их числе и «Народная партия» в Дании, и «Северный союз» в Италии, ну и, безусловно, «Народный фронт» во Франции. Что на самом деле изменилось – так это то, что те вопросы, которые были актуальными лишь для крайне правых сил, теперь обсуждаются почти всеми.
Волне вероятно, что причиной роста популярности крайне правых партий среди жителей Европы стал затяжной кризис в экономике, имевший место в 2008 году, и наблюдаемая сейчас массовая волна иммиграции.
Ставить под вопрос иммиграцию, интеграцию, евро, ЕС и его истеблишмент, и при этом продвигать национальные чувства, – все это сегодня стало, по выражению немцев, salonfaehig, то есть возможным для дискуссий в приличном обществе.
Стоит отметить о еще одной причине недовольства, которое распространяется по Европе. Цинизм, который доходит до отторжения в отношении к традиционным политическим партиям, бизнес- и банковским элитам, немало из которых так или иначе обладали властью в Западной Европе с конца Второй мировой войны.
Вполне вероятно, что как раз это, а не старания крайне правых партий является результатом того, что выбор избирателей останавливается на протестном голосовании, а от этого правые партии и популисты только выигрывают.
Правые партии бывают всякими.
Вместе с тем стоит отметить что все эти партии одинаковыми не назовешь, так как они резко отличаются друг от друга. У них разные ценности и задачи. В частности, греческая неонацистская партия «Золотой рассвет» не может быть поставлена рядом с британской Партией независимости Соединенного Королевства (UKIP), агитирующей за то, чтобы Великобритания вышла из ЕС.