Буквально в последние несколько дней в отношениях Великобритании и Европейского Союза произошла неожиданная для всех смена ролей. Еще не так уж и давно министры Британии наблюдали за теми событиями, которые происходят на территории Европы несколько свысока. Речь идет о проблемах с мигрантами, а также о событиях в Греции. Они старались держаться в стороне от угроз, взаимных обвинений, а также некой напряженности в отношениях. Однако после так называемого брексита ситуация перевернулась с ног на голову.
Сейчас на тот политический хаос, который творится на территории Великобритании, страны – члены Европейского Союза смотрят с широко открытыми глазами. Более того, эту страну некоторые эксперты даже сравнивают с Грецией, в которой «погода» куда лучше. Поэтому, когда новым премьер-министром Великобритании стала Тереза Мэй, многие страны решили не вмешиваться, а просто наблюдать за тем, какой на сей раз путь выберет для себя эта страна. А многие чиновники из Европы считают, что оценивать Терезу Мэй в качестве премьер-министра можно будет лишь после того, как она хоть что-то сделает. В свою очередь, госпожа Мэй настаивает на том, что будет следовать решению того народа, который отдал свои голоса за выход Великобритании из состава Европейского Союза.
Однако вчера Ангела Меркель, канцлер Германии, призвала эту страну как можно скорее определиться с тем, какое будущее она видит в своих отношениях с Европейским Союзом. Госпожу Меркель, как, впрочем, и лидеров некоторых других европейских стран, достаточно сильно интересует, желает ли новый британский премьер, чтоб ее страна имела доступ к единому европейскому рынку. Если же Мэй хочет именно того, что этой означает, ей обязательно доведется согласиться с принципом свободы передвижения, то есть миграцией людей из стран Европейского Союза.
Но такое положение вещей идет вразрез с требованиями наиболее громогласных «брекситеров». Кроме всего прочего, в Брюсселе Тереза Мэй считается сторонником достаточно жесткой линии по вопросу о миграции, так как, будучи министром внутренних дел, она часто встречалась со своими европейскими коллегами. Тем не менее некоторые источники из Европейского Союза, по сообщению издания «Би-би-си», говорят, что Тереза Мэй является не только жестким переговорщиком, но и прагматиком. А итальянская газета под названием Il Sole 24 Ore и вовсе называет ее британской Ангелой Меркель, то есть «холодной, компетентной и решительной».
Брюссель все-таки понимает, что Тереза Мэй, скорее всего, все-таки поддастся давлению Европейского Союза и начнет формальные переговоры по «брекситу» в самые ближайшие сроки. Тем более что люди, имевшие в ней дело, говорят, что Мэй всегда приходит на переговоры очень хорошо подготовленной. Поэтому, прежде чем начать переговоры, она проведет детальные консультации по этому вопросу.
Все эти неформальные консультации, а также переговоры будут проходить в Брюсселе, Лондоне, а также некоторых других столицах стран Европы. Такое положение вещей у Еврокомиссии не вызывает особого энтузиазма. Кстати, вскоре после проведения референдума, а также официального оглашения его результатов Комиссия дала отчетливо понять, что никаких переговоров проводиться не будет до того самого момента, пока Великобритания на официальном уровне не объявит о том, что собирается выходить из состава Европейского Союза. Тем не менее Комиссия прекрасно понимает, что она попросту не в состоянии предотвратить проведение каких-либо неформальных переговоров.
Раздраженные лидеры Европейского Союза утешают себя тем, что, по их мнению, как только начнутся официальные переговоры по вопросу о «брексите», хозяином положения будет Европейских Союз, а не Великобритания под руководством Терезы Мэй.
В свою очередь, Тереза Мэй заявила Франсуа Олланду, президенту Франции, и Ангеле Меркель о том, что она не собирается пересматривать результаты референдума относительно «брексита». Однако ее правительству потребуется некоторое дополнительное время, прежде чем оно будет готово приступить к переговорам о выходе страны из Евросоюза. Тереза Мэй провела телефонные переговоры с лидерами Франции, Германии, а также премьер-министром Ирландии буквально через несколько часов после того, как состоялась официальная передача ей дел, которые вел Дэвид Кэмерон, теперь уже бывший премьер-министр Великобритании.
«В ходе телефонных переговоров премьер-министр подчеркнула свое намерение выполнить волю британцев, решивших покинуть ЕС», – заявила специальный пресс-секретарь Терезы Мэй после проведения ею телефонных переговоров. «Премьер-министр объяснила, что нам понадобится дополнительное время, чтобы подготовиться к этим переговорам, и выразила надежду, что они пройдут в конструктивном и позитивном духе», – добавила она.
Тереза Мэй, которая, кстати, по собственному определению, в любой момент готова заняться работой, заняв пост премьер-министра, осталась верна себе и уже в среду вечером, не теряя времени, объявила о главных назначениях в своем кабинете.
Первое назначение не стало ни для кого сюрпризом: Филип Хэммонд, бывший глава Форин-офиса, получил портфель министра финансов. Хэммонд воплощает собой выражение «надежные руки» и будет выполнять обязанности главного соратника премьер-министра.