По итогам выборов в Европарламент крайне правые и популистские партии смогли усилить свои позиции. Резкого сдвига вправо эксперты не ожидают, поскольку преодолеть разногласия и объединиться популисты вряд ли сумеют, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Итоги состоявшихся 23-26 мая выборов в Европарламент позволяют сказать, что консерваторы (Европейская народная партия) и социал-демократы (Прогрессивный альянс социалистов и демократов) потеряли большинство, которое успешно удерживали с первых выборов 1979 года. Однако в целом проевропейские силы сумели сохранить лидирующие позиции. Место народных партий в будущем займут политические движения центристского толка, в первую очередь это либералы и «зеленые».
Как и предупреждали многие эксперты, свои результаты улучшили популисты и крайне правые партии. Однако для того, чтобы играть в европейском парламенте более серьезную роль, политикам придется объединиться. Судя по всему, предположительное объединение будет задачей не из легких.
Резкий крен в правом направлении, которого опасались отдельные наблюдатели, не произошел. Тем не менее, в ряде стран крайне правые и популисты добились впечатляющих результатов. К примеру, в Италии 34,3 процента голосов избирателей получила партия «Лига» вице-премьер-министра Маттео Сальвини. Политическая сила стала лидером избирательной гонки и более чем на 10 процентов опередила социал-демократов.
Во Франции праворадикальная политическая сила «Национальное объединение» во главе с Марин Ле Пен также показала самый высокий результат. За партию отдали свои голоса 23,3 процента избирателей, меньшую поддержку получила даже партия президента Макрона (22,4 процента). В Венгрии правоконсервативная партия «ФИДЕС - Венгерский гражданский союз» главы правительства Виктора Орбана, скорее всего, получит абсолютное большинство голосов граждан.
С другой стороны, популисты разочаровали своих сторонников в ряде европейских стран. Крайне правая нидерландская Партия свободы Герта Вилдерса по итогам выборов потеряла 3 из 4 мест в Европарламенте. На голосовании политическую силу поддержали всего 4 процента избирателей. В ряде государств партии правого толка сумели добиться высоких результатов, но реальность оказалась хуже прогнозов.
Только 11 процентов немецких избирателей поддержали партию «Альтернатива для Германии». Новый результат лучше, чем на выборах в Европарламент в 2014 году, но ниже, чем на выборах в бундестаг, состоявшихся в 2017 году. Эксперты ожидали, что Австрийская партия свободы получит около 24 процентов голосов, но после недавнего скандала политическую силу поддержали лишь 17,5 процента избирателей. Ниже ожиданий оказались результаты правых партий в Дании и Финляндии.
Евроскептики получат меньше четверти мест.
Как минимум две трети мандатов в новом европейском парламенте получат депутаты проевропейские. Евроскептики в общей сложности не наберут и четверти мест (172 депутатов из 751). На прошлых выборах у популистов и крайне правых было на 17 мандатов меньше. Раньше политики из этих групп делились на три фракции:
- объединение популистов «Европа наций и свобод» во главе с итальянской «Лигой» (до 59 мандатов);
- группа депутатов, собравшихся вокруг Партии Brexit Найджела Фараджа (не более 56 мандатов). Примечательно, что партия Фараджа, которая отвергает саму идею Евросоюза, получила такое же количество мест в Европарламенте, как христианские демократы из Германии (по 29 делегатов);
- фракция Европейских консерваторов и реформаторов (до 60 мест). Члены этого объединения депутатов считают себя не евроскептиками, а еврореалистами. В этой фракции самой крупной политической силой останется правящая партия Польши «Закон и справедливость» Ярослава Качиньского.
Пока сложно сказать, как поведет себя венгерская партия «ФИДЕС». Раньше политическая сила входила в центристско-консервативную фракцию, сейчас членство партии заморожено. По прогнозам экспертов, политики могут войти в «Европу наций и свобод» Маттео Сальвини и Марин Ле Пен.
Несмотря на более высокую поддержку избирателей, использовать полученный успех крайне правым, популистам и евроскептикам будет сложно. В Европарламенте у этих политиков есть серьезные разногласия. Объединяют их темы критики брюссельской бюрократии, вопросы миграционной и экологической политики, а также требования предоставить больше полномочий национальным государствам-членам Евросоюза.
Различий более чем достаточно. К примеру, вице-премьер Италии Сальвини предлагает беженцев, прибывающих в Евросоюз, распределять по всей территории стран ЕС, категорически против выступают правящие партии Польши и Венгрии. Другим спорным вопросом является построение отношений с Россией. Сальвини поддерживает укрепление отношений с Кремлем, правящая политсила Польши – против. Отсутствует единая позиция у политиков и по вопросу целесообразности распада Евросоюза. Европейские крайне правые и популисты над этим больше не думают, исключением можно назвать только партию Фараджа.
Вполне возможно, что по итогам выборов все три фракции переформатируются. Отдельные аналитики предполагают, что у крайне правых останется лишь две фракции. Даже в этом случае определять повестку Европарламента политики не смогут. Тем более им не хватит сил, чтобы реализовать призыв Сальвини и «изменить правила в Европе». Объединение итальянского вице-премьера претендует лишь на 7,6 процента мест в Европарламенте. Однако не исключено, что популистам хватит сил для блокировки отдельных законодательных инициатив.