Новости Евросоюза. Одной из причин, тормозящих процесс преодоления Европейским союзом кризисных проявлений, является коррупция. Как оказалось, с коррупцией не все так гладко не только в республиках бывшего СССР, о чем регулярно любят напоминать европейские политики, но и в самом Евросоюзе.
Согласно исследованию международной организации Transparency International, ежегодно потери региона вследствие коррупционных действий достигают ста двадцати миллиардов евро, и это еще в лучшем случае. Одной из наибольших коррупционных проблем в ЕС Transparency International называет установление тесных связей между бизнесом и властью. Уровень коррупции подрывает экономическую стабильность европейского региона, отмечают авторы исследования.
Неправительственная организация, коей является Transparency International, утверждает, что финансовые и политические скандалы, сотрясающие Европу, в частности, в прошлом году, явились следствием недостатков в управленческой системе. Борьба с коррупцией во многих странах ЕС с каждым годом все больше ослабевает, являя на поверхность непоследовательность и слабость европейских чиновников. По данным исследователей, ситуация дошла до того, что наибольшую активность в борьбе с коррупционерами проявляют не государственные органы, а неправительственные организации. Тревожным сигналом для европейских политиков в Transparency International называют то, что в Европе все большее количество людей уверены в росте уровня коррупции. СМИ проводят слова Финна Хайнриха, эксперта международной организации, который отмечает, что проблемы в государственном управлении в таких странах, как Италия, Испания, Греция и Португалия пустили настолько глубокие корни, что настал тот момент, когда невозможно далее игнорировать прямую связь между уровнем коррупции и усугубляющимся в этих странах кризисом.
В Transparency International подсчитали, что ежегодный уровень коррупции и укрытия доходов в Евросоюзе оценивается в сто двадцать миллиардов евро, хотя эксперты уверены, что это лишь видимая верхушка коррупционного айсберга. По словам Финна Хайнриха, проблемы с коррупцией наблюдаются не только в странах средиземноморского и восточноевропейского регионов, но и Северной, и Западной Европе, где чиновники, хоть и не нарушают прямо действующее законодательство, все равно нередко используют общественные средства нерационально, чему способствует отсутствие соответствующего надзорного ведомства. Как отмечает эксперт, даже в наиболее благополучных странах ЕС далеко не редкость случаи использования крупным бизнесом своего влияния и давления на политиков, имеющее целью получение выгодных контрактов.
Наиболее сильны проявления коррупции в Италии, Испании, Греции и Португалии, и не случайно именно эти страны так сильно страдают от последствий кризиса в последние годы. Это та цена, которую в этих государствах платят за самоуспокоение и отсутствие должного контроля, отмечают аналитики MIG BANK.
Достаточный негатив в данном вопросе исходит и от «новичков» ЕС – группы стран Восточной Европы и Прибалтики. В последнее время во многих этих государствах ситуация в борьбе с коррупцией отказывается далеко назад. «Проблемными» выглядят Чехия, Венгрия и Словакия. Беспокойство по Венгрии связано, прежде всего, с функционированием определенных властных институтов, а в Чехии и Словакии наблюдаются проблемы в сфере государственных заказов. Кроме того, по трем вышеназванным странам у экспертов возникают большие вопросы к источникам финансирования политических сил. Вопросы к прозрачности сферы госзаказов имеются и к прибалтийским странам. Не добились существенного продвижения в борьбе с коррупцией и Болгария с Румынией, которые сегодня непосредственно страдают от этих проблем – до сих пор все попытки Болгарии и Румынии добиться присоединения к «шенгену» (отмены пограничного контроля) разбиваются о критику недостаточной борьбы с коррупцией и преступностью.
Нельзя не отметить многие достижения стран-новичков Европейского союза, но ситуация принимает опасный «разворот», грозящий резким откатом назад, если не будут приняты срочные и действенные меры. И это относится не только к новым членам европейской семьи, но и к некоторым старожилам.