Вчера, 27 июля, в столице Кипра Никосии завершились консультации между правительством островной республики и международной «тройкой» – представителями Международного валютного фонда, Европейского союза и Европейского центробанка. Ясность об объеме международной финансовой помощи и сроках подписания меморандума по этому вопросу не появилась. Стороны договорились продолжить консультации, сообщает ИТАР-ТАСС.
Комментируя итоги консультаций, официальный представитель правительства Кипра Стефанос Стефану пояснил, что решение о продолжении консультаций, с одной стороны, свидетельствует о наличии серьезных разногласиях в позициях сторон, а с другой – что перспектива выработки консенсусного решения остается. Сообщить о каких-либо деталях переговоров С. Стефану отказался.
По данным кипрских СМИ, с точки зрения «тройки» ситуация на Кипре гораздо хуже, чем они предполагали. И если 18 июля тот же С. Стефану говорил о необходимых Кипру 4,5 млрд. евро до конца 2014 г., то эксперты Евросоюза называют не менее 10 млрд. евро. Условия, на которых «тройка» согласится выделить необходимые миллиарды, очень жесткие: повышение пенсионного возраста с нынешних 63 лет до 65, увеличение НДС с 17 до 20 проц., отмена тринадцатой зарплаты и инфляционной индексации в госсекторе, сокращение зарплат чиновников на 15 проц. и пенсий на 10 проц.
Такие драконовские условия не по душе киприотам. В течение недели представители «тройки» встречались с чиновниками из министерств, парламентариями, руководителями государственных компаний и финансовых учреждений, представителями профсоюзов и союзов работодателей. Кипрские представители выразили тревогу по поводу предлагаемых мер жесточайшей экономии, опасаясь социального взрыва наподобие того, что дестабилизирует обстановку в Греции. В одном из интервью С. Стефану заметил, что жесткая экономия не ведет к выходу из кризисной ситуации, необходимы меры, направленные как на стимулирование экономического роста, так и на повышение социальной сплоченности киприотов.
Кипр обратился в Брюссель за международной помощью 25 июня, став, таким образом, пятым участником еврозоны, которому понадобилось масштабное финансовое вливание извне.