Как только ни называли Джорджа Сороса – и злым гением, и аферистом. Но независимо от эмоционального отношения к нему, прогнозами и мнением 82-летнего финансиста не решится пренебречь никто. Другое дело, что каждый волен из прогнозов Сороса делать свои выводы: кто-то – прямолинейные, а кто-то – обратные…
Что означают мрачные пророчества Сороса в адрес Евросоюза, и как на них реагируют в экспертном сообществе, разбирались аналитики отдела «новости Евросоюза» журнала «Биржевой лидер».
Пророчества Сороса, их основания и последствия
Джордж Сорос не просто не испытывает оптимизма в связи с будущим Евросоюза, а предрекает ему неизбежный распад. И не просто предрекает, а проводит параллель с Советским Союзом. По мнению финансиста, Евросоюз также приведёт к краху ошибочная экономическая политика. «Я в высшей мере обеспокоен тем, что евро способен разрушить Евросоюз. Существует реальная угроза, которая состоит в том, что предложенное решение финансовых трудностей еврозоны создает глубокую политическую проблему», заявляет Сорос.
Главная ошибка центрального государства ЕС, Германии, заключается в курсе на жёсткую экономию и унификацию европейских экономик. Этот курс, как и все попытки во что бы то ни стало сохранить единую европейскую валюту любой ценой, по мнению Сороса, ведут лишь к усилению политических и социальных проблем Евросоюза (например, к усилению правых сил в европейских парламентах). Именно эти, а отнюдь не финансово-экономические проблемы грозят уничтожить ЕС. При этом Сорос отмечает, что Германия парадоксальным образом будет делать минимум для сохранения единой валюты. Общий диагноз Сороса Евросоюзу звучит так: пытаясь заставить столь разные страны и разные народы жить по единым экономическим законам, лидеры ЕС превращают его в «несчастливый брак», которому неминуемо грозит распад, если не будет «изменена интеграционная модель».
С начала 2013 года руководители Евросоюза пытаются согласовать бюджет на шесть лет вперёд. Первые попытки были предприняты ещё в ноябре 2012 года, и потерпели неудачу, в очередной раз подчеркнув противоречие между Германией и Великобританией, с одной стороны, и «юго-восточными» европейцами, с другой. Немцы и британцы требовали сокращения запросов Еврокомиссии. Самым заметным, хоть и отдалённым по времени, результатом тех переговоров стало январское заявление премьер-министра Великобритании Дэвида Камерона, в котором он негативно отозвался о политическом объединении Европы и заверил, что Лондон не будет участвовать и в углублении валютных связей ЕС. Более того: Кэмерон пообещал своим избирателям провести референдум о членстве Великобритании в Евросоюзе: стоит ли оставаться в разрушающемся единстве.
Это заявление более, чем созвучно прогнозам Сороса. Стоит ли трактовать его как достаточное доказательство правоты финансиста?
Показательно, что аудитория социальных сетей в комментариях относительно ситуации в ЕС разделилась на три лагеря.
- Одни утверждают, что между заявлением Кэмерона и прогнозами Сороса есть прямая связь конспирологического характера. То есть, говоря проще, американский финансист и британский премьер преследуют одну неявную цель, критикуя Евросоюз. Предположения о том, какой именно может быть эта цель, многочисленны – в зависимости от идеологических стереотипов комментирующих; но представители этого лагеря сходятся в том, что угроза распада лишь имитируются.
- Другие также связывают высказывания британского премьера и американского финансиста. Однако, по их мнению, связь эта – естественная, а не договорная, и обусловлена объективной реальностью: Евросоюз действительно стоит перед угрозой распада. Не удивительно, что Сорос и Кэмерон, обладающие достаточно полной информацией, пришли к одинаковым выводам.
- Наконец, третий лагерь – это те, кто считают, что и Сорос, и Кэмерон преследуют свои, никак не связанные между собой цели. Кэмерон действует в рамках предвыборной логики, заигрывая со своим электоратом. Сорос занимается привычной игрой на финансовых рынках. Зная, что любое его высказывание вызывает реакцию этих рынков, он уже давно использует эти высказывания как инструмент воздействия на ситуацию, а не её описания. Соответственно, и оснований говорить о распаде Евросоюза нет – ведь о нём говорят уже достаточно давно, а ЕС не торопится распадаться.
Чего добивается Сорос и можно ли ему верить – мнение экспертов
Эксперты не советуют делать какие-либо однозначные выводы по соросовским прогнозам, даже с учётом заявления Дэвида Кэмерона. Причин для этого несколько:
1) Джордж Сорос пророчит и европейской валюте, и самому Евросоюзу тяжёлую смерть с последующей катастрофой далеко не впервые:
- в феврале 2009 года Сорос в интервью австрийской газете Дер Стандарт заявил, что евро, скорее всего, не сможет пережить кризис, если банки ЕС не избавятся от «токсичных» американских активов. Финансист буквально назвал евро «угрозой политической целостности Евросоюза», крах которого, подчеркнул Сорос, будет катастрофой для всей мировой финансовой системы. Сразу после этого заявления курс евро снизился по отношению к доллару более, чем на процент;
- в январе 2012 года миллиардер заявил, что Германия, руководя Евросоюзом, увеличивает напряжённость между государствами-членами ЕС. Сорос назвал это основным эффектом политики экономии, указал на то, что раздражение, вызываемое германской политикой, может оказаться сильнее соображений, удерживающих Европу в едином целом.
Несмотря на эти пророчества, ни зона евро, ни Евросоюз в целом не распались и не изменили своей структуры, что демонстрирует, мягко говоря, не стопроцентное качество прогнозов Сороса.
2) В январе этого же, 2013 года, на Всемирном экономическом форуме Сорос сказал: острая фаза потрясений уже закончилась, евро будет расти, поскольку иные другие страны стремятся девальвировать собственные валюты. Это заявление несколько противоречит пророчеству, причём между ними прошло не так много времени, чтобы что-то могло серьёзно измениться. Это красноречиво свидетельствует об относительной объективности и обоснованности заявлений Сороса. Справедливости ради эксперты отмечают, что Сорос ни разу не формулировал свои прогнозы, как однозначные. Он постоянно говорит о вероятности (пусть и высокой) негативных процессов в ЕС и еврозоне. А наличие такой вероятности трудно оспаривать.
3) Дэвид Кэмерон сейчас действительно находится в предвыборном состоянии и, естественно, говорит в первую очередь то, что хотят от него слышать избиратели. Однако эксперты особо отмечают, что совсем недавно в шотландских СМИ вышла статья британского премьера, в которой он призывает Шотландию не отделяться от Великобритании (как известно, это может произойти уже в 2014-м году). Эксперты же уверены, что выход Великобритании из Евросоюза основательно подстегнёт сепаратистские тенденции в самой Великобритании. Следовательно, Кэмерон, несмотря на свои заявления, заинтересован в том, чтобы Великобритания оставалась в Евросоюзе. Опять же, нельзя не отметить, что заявление британского премьера – это даже не заявление о намерениях, а всего лишь выражение возможной реакции Великобритании на предполагаемое развитие событий.
Таким образом, по мнению экспертов, не стоит воспринимать прогноз Сороса как однозначное свидетельство или доказательство неизбежности краха Евросоюза. Об этом говорит и нарочитое сравнение с СССР, распад которого был обусловлен совокупностью причин, среди которых экономические ошибки играли не главную роль. Несмотря на это, эксперты отмечают, что замечания Сороса в части значимости политических проблем и сомнительности курса «на экономию» заслуживают внимания.
Эксперты о будущем курса евро
Новый семилетний бюджет Евросоюза до 2020 года получил одобрение лидеров блока, однако остался без увеличения инвестиций на «стимулирование экономического роста и занятости». Расходная часть финплана, как ожидается, будет сокращена на 3%, главным образом за счет снижения административных издержек, а также дополнительных «инновационных» программ.
Основные же и наиболее спорные статьи общеевропейского бюджета — сельхозсубсидии и помощь странам Восточной Европы — остались практически без изменений, впрочем, о конкурентоспособности европейских товаров обещает позаботиться глава ЕЦБ Марио Драги.
Поддерживают рост курса евро и статданные по промышленному производству в Италии в декабре прошлого года. Объемы производства выросли на 0,4% в месячном исчислении после снижения на 1,1% в ноябре, а в годовом выражении спад замедлился до 6,6% с 7,7% месяцем ранее. Аналитики ожидали роста на 0,3% и снижения на 6,9% соответственно, пояснили аналитики брокерской компании Nord Fx (входит в рейтинг брокеров форекс Академии Masterforex-V):