Несмотря на массовый наплыв беженцев в страны Европейского Союза, курс единой евровалюты не просто остается стабильным, но и растет. Более детально о том, почему на фоне наплыва беженцев в европейские страны единая евровалюта укрепляется, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Интернет-портал Deutsche Welle обращает внимание на стремительный процесс укрепления евро на мировом валютном рынке. В частности, если 22 сентября этого года курс был 1,11 доллара за евро, то к 15 октября единая евровалюта укрепилась до 1,15 доллара, откатившись, правда, к концу торгового дня у 1,14 доллара за евро. За последние 7 недель это наиболее высокий курс евро по отношению к доллару, причем он значительно выше годового минимума, достигнутого в марте текущего года – 1,05 доллара за евро, - объясняют аналитики брокера VerumOption.
На протяжении последних шести месяцев наблюдается вполне очевидная тенденция к укреплению евро, хотя курс единой евровалюты при этом ощутимо колеблется. Если проанализировать графики пары евро/доллар, то можно увидеть, что устойчивый процесс движения курса единой евровалюты вверх начался, примерно, в июле этого года.
Середина лета – как раз то самое время, когда на первый план в Европейском Союзе вышла тема беженцев. Поток мигрантов, хлынувший в европейские страны, начал стремительно нарастать, а в некоторых средствах массовой информации, особенно в СМИ Российской Федерации, уже начали появляться материалы о "закате европейской цивилизации". Тем не менее никакого впечатления на мировой валютный рынок хлынувший в Европу поток мигрантов так и не произвел: спрос на евровалюту продолжает увеличиваться. Более того, в настоящее время уровень спроса на евро выходит на свой пиковый показатель – это происходит на фоне ослабления позиций канцлера ФРГ Ангелы Меркель внутри Германии. Напомним, что именно глава немецкого правительства всегда воспринималась как некий гарант стабильного курса единой евровалюты.
Курс зависит не от политических событий, а от фундаментальных макроэкономических факторов.
По логике, в подобной ситуации международные инвесторы должны были бы избавляться от евровалюты, однако наблюдаемая сейчас ситуация совершенно обратна логике: инвесторы вместо того, чтобы избавляться, активно скупают евро. Они руководствуются своей собственной логикой, согласно которой политические события, хотя и оказывают на валютные котировки определенное влияние, но это влияние не является настолько серьезным, как об этом принято думать. Основное значение в данном случае имеет нечто совершенно иное – речь идет о фундаментальных макроэкономических факторах. Для российской валюты, например, такими факторами являются нефтяные котировки, а для пары европейская/американская валюты таким фактором является уровень процентных ставок, устанавливаемый регуляторами.
В настоящее время ставки в двух наиболее важных валютных пространствах – Соединенных Штатах Америки и еврозоне – примерно одинаковые: они фактически равны нулю. Но если при этом ФРС США уже довольно давно подготавливает рынок к предстоящему повышению ставки, то руководство Европейского центробанка действует иначе, продолжая реализацию политики "количественного смягчения". Иными словами, европейский регулятор закачивает в экономику Европейского Союза сверхдешевые деньги, стараясь тем самым стимулировать ее развитие.
Перспектива принятия решения руководством ФРС об увеличении ставок, которое будет сопровождаться ростом доходности по гособлигациям Соединенных Штатов, покупка которых сегодня считается наиболее надежным вариантом инвестирования своего капитала, как раз и является тем главным фактором, который и определяет уровень спроса на американскую валюту, и, как следствие, определяет курс европейской валюты в паре с долларом.
В итоге можно прийти к выводу, что в настоящее время наблюдается не столько процесс укрепления европейской валюты, как процесс ослабления американской. Ослабление доллара стало следствием разочарования рынка в том, что в ходе состоявшегося 17 сентября этого года заседания руководства ФРС, оно так и не приняло решения о повышении процентной ставки, которое стало бы первым, начиная с лета 2006 года, хотя множество экспертов, участников рынка и даже политиков из различных стран обращались к руководству американского регулятора с призывом развернуться в сторону нормализации своей кредитно-денежной политики.
В этом году экономика Соединенных Штатов развивается настолько успешно, что Джанет Йеллен, глава ФРС, могла бы принять решение о повышении ставки с чистой совестью. Однако она в конечном итоге так и не рискнула пойти на такой шаг, поскольку опасается, что принятие данного решения обернется дальнейшим оттоком капитала с и так уже пошатнувшихся рынков развивающихся стран, и в первую очередь – с рынка Китайской Народной Республики. Имеющиеся у Поднебесной экономические проблемы стали очевидными еще летом этого года: местные биржи залихорадило, а темпы экономического роста страны замедлились. В свою очередь, ослабление экономик крупных стран Южной Америки и Азии может оказать негативное влияние на мировую экономику, затормозив ее рост, и, соответственно, негативно повлиять и на американскую экономику.