На последнем саммите Евросоюза по вопросу беженцев не было достигнуто никаких прорывов. «Самую «любимую» стратегию - тянуть время до последнего - Европа не может сейчас себе позволить», - пишет в своей статье Бернд Ригерт, обозреватель Deutsche Welle.
Автор подчеркивает особенность саммита Евросоюза, состоявшегося 15 октября в Брюсселе, поскольку речь шла «не о каких-нибудь европейских политических мелочах, а об «историческом испытании для Европы». Такие слова прозвучали из уст немецкого канцлера Ангелы Меркель. Это испытание – ситуация, сложившаяся в настоящее время с беженцами – лидерам стран и правительств, к большому сожалению, пока пройти не удалось, отмечает обозреватель. Автор напоминает, что предыдущий саммит состоялся три недели назад, и в отличие от него, на этом саммите никакого значительного прогресса достигнуто не было.
Напротив, пишет Ригерт, наряду с единичными призывами, разногласия относительно того, как необходимо поступить с возникшей проблемой (речь о беженцах) стали только глубже. Лидеры Европы ведут себя так, якобы у них есть еще много времени, чтобы продолжать дискутировать о собственных национальных интересах. Но только времени уже совсем нет.
Пришло время действовать.
Как отмечает Ригерт, в то время, когда тысячи людей в Берлине, Брюсселе или Кале вынуждены ночевать в холодных импровизированных лагерях, уполномоченные представители, сидя в уютных офисах, рассуждают относительно создания регистрационных центров у внешних границ Европейского союза (их также называют Hot Spots), причинах роста количества беженцев, депортации на родину, а также о создании фондов помощи Африке, средства в которые до сих пор так и не поступили.
Лидеры европейской политики, судя по всему, до сих пор так и не осознали, что ежедневно огромное количество беженцев и ищущих убежище, прибывают через Грецию в самый центр Европы. Обозревать подчеркивает, что нельзя больше медлить, что уже нет времени на раздумия, - пришло время действовать. Первые концепции и идеи уже есть, но они крайне медленно внедряются в жизнь, отмечает Ригерт.
«Мозаика пока никак не складывается в картину. Какая польза от защиты внешних границ Евросоюза, если не понятно, кто за их пределами будет принимать и перераспределять беженцев? Есть еще много вопросов. Если кто-то желает защитить границы, то необходимо согласиться на строительство транзитных зон у внешних европейских границ. Тот, кто отказывает в убежище, должен заниматься и депортацией этих лиц. Транзитные зоны нужно тщательно охранять, поскольку в ином случае беженцы могут запросто обойти стороной. На это все нужны деньги и персонал. Однако до настоящего времени государства-члены Евросоюза не сошлись в едином мнении - ни относительно концепции, ни в вопросе финансирования», - отмечает обозреватель.
Ряд правительств государств Восточной Европы вообще продолжают выступать против принятия беженцев. Остальные вроде бы и не против, однако рады, что главное бремя несет сейчас ФРГ. Есть ли у немецкого канцлера какой-то четкий план? В настоящее время многие в Брюсселе сомневаются в этом. Хотя Меркель говорит, что Дублинские соглашения устарели и больше не работают, но она даже не намекает, чтобы их заменить. Автор отмечает, что согласно указанному документу, уже на протяжении 25 лет действует норма, что прошение касательно предоставления убежища рассматривается именно в той стране Евросоюза, где беженец впервые оказался после пересечения границы. Одна из федеральных земель ФРГ - Бавария, вопреки мнению Мнркель, добивается соблюдения данного правила Австрией.
Виктор Орбан, глава венгерского правительства, проводя беспрецедентные меры с целью укрепления своих границ, тоже ссылается на действующее законодательство Европы. Политик, несмотря ни на что, во многом прав, отмечает обозреватель. Он пытается защитить внешнюю границу Европейского союза с Сербией, создав там транзитные зоны. Он делает как раз то, что Евросоюз гипотетически планирует организовать в Италии и Греции в качестве решения проблемы уменьшения потока беженцев. Орбан не в одиночку действует. На подмогу Орбану своих полицейских отправили Чехия и Польша.
Тем не менее, отмечает обозреватель, ситуация на Балканах может выйти из-под контроля. Венгерские власти грозят частичным закрытием своей границы с Хорватией и приостановлением транзита беженцев через свою территорию, что может привести к хаосу и беспорядкам в Хорватии либо к тому, что беженцы двинутся в сторону Словении, с той целью, чтобы дальше попытаться попасть в Австрию. Венгерская сторона призывает Грецию соблюдать Дублинские соглашения, начав заботиться о беженцах. Однако Афины этим заниматься не собираются, их больше интересует дополнительная финпомощь островам в Эгейском море, отмечает Ригерт.
В сложившейся критической ситуации государства Евросоюза возлагают огромные надежды на то, что какая-то часть обязанностей перейдет Анкаре. Предполагается, что Турции нужно удержать на своей территории сирийских беженцев, эффективно вести борьбу с контрабандистами-перевозчиками и лучше охранять свои границы.
Естественно, турецкая сторона просит за это значительную цену.
Автор: Екатерина Кравец