Проект «Северный поток-2» не несет в себе реальную экономическую выгоду, а является скорее политическим проектом, направленным на разрушение Евросоюза. Своим мнением по данной проблеме литовский депутат Европарламента П. Ауштрявичюс поделился с EUobserver. Издание «Биржевой лидер» знакомит с позицией европейского парламентария.
Ауштрявичюс уверен, что со временем исследователи европейской политики оценят, насколько европейские институты эффективно справлялись с кризисами. Однако сейчас он, как депутат ЕП, отмечает, что Еврокомиссия напрасно притворяется слепой, глухой и немой, когда речь идет о серьезных изменениях в реальном мире. Не нужно делать вид, что в энергетическом бизнесе между ЕС и Россией дела обстоят нормально. Газопроводы из России, «зеленые человечки» в Украине, российские деньги для популистских европейских партий, пропаганда против ЕС, это все части одной программы. Огромные усилия России уходят на то, чтобы обойти или нарушить европейское энергетическое законодательство.
Высшим органам ЕС следовало бы очень тщательно проверить проект «Северный поток-2», уверен Ауштрявичюс. Если этот газопровод будет построен, как планируется, к 2019 году, то последствия будут серьезней, чем предпочитает думать большинство. Поэтому депутат хотел бы услышать от председателя ЕК Ж.-К. Юнкера ясную формулировку его позиции по данному проекту. Сам Ауштрявичюс считает этот газопровод проектом-убийцей, потому что его существование направлено на развал европейского единства.
ЕС получит еще большую зависимость от российских поставок и следует помнить, что «Газпром» полностью контролируется президентом Путиным. Сейчас Европа уже импортирует из России 39 процентов от общего объема газа. С вводом «Северного потока-2» доля импорта российского газа на одном маршруте повысится до 80 процентов. Германия будет получать до до 60 процентов газа из России. Уже сейчас кроме ФРГ от российского газа на 75 процентов зависят двенадцать европейских государств. Поэтому депутат называет этот проект - убийцей, у него, вопреки всем утверждениям лоббистов, нет коммерческого предназначения.
С этим соглашаются и независимые эксперты-энергетики, не существует рыночной логики в инвестировании 20 млрд. евро в новый трубопровод по Балтике, в то время как не полностью загружен «Северный поток-1». СП-2 не имеет ничего общего с бизнесом в энергетике, это только энергетическая политика. Настоящая цель - раскол и дестабилизация ЕС, ущерб отдельным странам ЕС, разорение Украины, которая перестанет быть важным транзитером. Именно поэтому Украина вместе с другими странами Европы выступает против данного проекта. В выигрыше от разделения ЕС на газовых партнеров и газовых рабов после прокладки СП-2 явно останется Россия. Не вполне пока понятны выгоды Германии. Интересна позиция Дании, по территориальным водам которой, должен пройти газопровод.
Последний бастион – закон.
СП-2 противоречит европейскому энергосоюзу с прописанной в нем политикой диверсификации энергоносителей и поставщиков. Энергетический союз необходим для обеспечения гарантий справедливой цены на газ и расширения возможного импорта из широкого круга стран, в том числе и сжиженного природного газа. Его терминалы уже есть в Испании и в Литве. Литовское судно для перевозки СПГ называется «Независимость» и это ключевое слово здесь. Комиссия Юнкера громогласно обещала создать свободный и безопасный энергорынок. Хочется, чтобы так и было, отмечает Ауштрявичюс.
Но СП-2 - проект-убийца, потому что он свидетельствует о том, что в Европу вернулся «шредеризм» - политика бывшего немецкого канцлера Г. Шредера, для которого российские деньги важнее всего. Но такая политика создает для Германии, сильнейшего европейского государства, опасность стать объектом манипуляций России. Сейчас от членов кабинета канцлера Меркель можно услышать заявления в духе Шредера. Да и сама Меркель недавно высказалась в защиту энергобезопасности ЕС, но при этом попыталась защитить коммерческие достоинства СП-2.
Однако таких достоинств не существует, подчеркивает европейский депутат. За гигантской фирмой-подставкой «Газпром» стоит только Путин. «Северный поток-2» остановить не просто, в его реализацию вовлечены два больших государства, а те, кому за него придется расплачиваться, находятся в меньшинстве. На европейскую столицу Брюссель давят Москва и Берлин. Но каково бы ни было их влияние, СП-2 противоречит законодательству ЕС о едином рынке, в том числе, третьему энергопакету, и комиссии Юнкера следует назвать вещи своими именами, уверен Ауштрявичюс. Вопрос очень чувствителен, и группе независимых юристов придется представить свой правовой анализ данного проекта. Со своей стороны литовский представитель в Европарламенте собирается именно этого потребовать. Евросоюзу после принятия стратегического решения сложно найти политическую смелость в отстаивании своих ценностей, однако последней линией обороны остается закон, резюмирует автор.
Эксперты издания «Биржевой лидер» отмечают, что Россия проектом СП-2 продолжает искать возможность для расширения поставок своего газа в Европу, одновременно пытаясь запустить трубопроводы в обход украинской территории, что поставило бы Киев в тяжелые условия. Однако за последние годы неудачу потерпели уже два российских проекта: «Южный поток» (по дну Черного моря в Европу) и «Турецкий поток» (также по Черному морю в Европу, но через турецкую территорию).