Обычно аналитики оценивают выход Великобритании из Евросоюза как негативное явление, что является не совсем верным подходом. На самом деле в брексите есть и позитивные стороны. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Деловую столицу».
На протяжении всего последнего года вероятность выхода Великобритании из Евросоюза увеличивалась, поэтому результаты референдума нельзя назвать неожиданными. Обычно политиков, которые доверяют рядовым избирателям решение важных внешнеполитических вопросов, можно назвать манипуляторами или глупыми людьми. Журналист Максим Михайленко полагает, что премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона можно отнести ко второй группе недальновидных политиков.
На протяжении всего времени пребывания на главной британской должности глава правительства шел на уступки противникам европейского единства. Вряд ли можно представить себе, что подобное поведение могли допустить Тони Блэр или Маргарет Тэтчер, поскольку внутренний раскол для любого политического субъекта представляет собой немалую опасность. Однако Кэмерон уступал политикам, представляющим антиевропейское крыло. Тенденции внешнего характера постепенно вывели антиевропейские настроения из маргинальной среды.
Сложно сказать, осознавали ли последствия своих действий сторонники брексита. Подавляющее большинство из этих политиков непосредственно связано с существованием Евросоюза. Нельзя назвать верным их мнение о том, что все преимущества Евросоюза останутся доступными британцам. Сейчас в аэропортах союзных государств гражданам Великобритании придется стоять в очередях для жителей «третьих стран». Очевидно, что решение британцев никоим образом не способствует улучшению мнения о них со стороны жители других государств Евросоюза.
В любом случае террористическая угроза через Великобританию распространяется не менее активно, чем из Франции. В прошлом две страны были большими колониальными государствами, в основном бывшие колонии и вассалитеты так и остались малоразвитыми государствами. Сейчас британские дипломаты должны приложить максимум усилий для того, чтобы упростить процедуру согласования новых отношений с европейскими странами. Несомненно, легкой задачей эти переговоры не будут, учитывая решение британцев.
А так ли все плохо?
Судя по всему, в Брюсселе к такому решению у британцев были готовы. Недавние переговоры европейских чиновников с Дэвидом Кэмероном показали, что Брюссель занял четкую позицию, которая заключается в дальнейшей недопустимости уступок официальному Лондону и ускорении процедуры выхода Великобритании из Евросоюза.
Уговаривать Великобританию, судя по всему, никто не будет. Европейские лидеры заявили о необходимости проведения всех сопутствующих выходу процедур с отправкой на родину британских делегатов Европарламента в максимально краткие сроки. Перед европейскими лидерами сейчас стоит главная задача, суть которой в пресечении распространения сепаратистских настроений на другие союзные государства. Известно, что сторонники британской изоляции называют результаты референдума «революцией», которая вскоре успешно распространится на другие европейские страны.
Экономисты с мировыми именами уверяют, что в скором времени неизбежно мировой финансовый центр из Лондона переместится во Франкфурт или Дублин. Привлекательность скромного Дублина заключается в том, что ирландское законодательство во многом похоже на британское, но желания выходить из Евросоюза ирландцы не демонстрируют. Тем не менее будущее Евросоюза после выхода Великобритании является не таким уж мрачным.
В первую очередь следует отметить, что пути назад у Великобритании нет, только в случае разъединения королевства отдельные его части могут восстановить членство в Евросоюзе. Жителям Туманного Альбиона предстоит пройти через экономические испытания. Перед товарами и услугами из Великобритании возникнут торговые барьеры, им придется столкнуться с квотами и пошлинами, исчезнет масштабная помощь из европейских фондов, которую получали британские фермеры. С высокой долей вероятности будут заморожены совместные научно-образовательные программы, новые условия передвижения физических лиц будут обсуждаться довольно длительное время.
Европейский Союз тем временем станет более целостной структурой. Руки Брюсселя во многом будут развязаны, в том числе с расширением в восточном направлении Евросоюза. Обычно французы акцентируют внимание на культурном аспекте, но с точки зрения рациональности препятствия вступлению Турции в Евросоюз перестанут быть актуальными. Более того, этот ход в некоторой степени компенсирует экономические потери от выхода Великобритании. Вероятно, в ближайшее время европейское руководство будет принимать меры, направленные на активизацию экономического роста, не исключено, что акцент будет сделан на Восточной Европе.
Также следует помнить, что европейская интеграция в любом случае не зависит от того, какая конфигурация будет выбрана Евросоюзом. Более того, небольшое значение имеют решения европейских чиновников. Очевидно, что целостность Европы в плане ценностей, культуры, экономики и технологий сохранится вне зависимости от решений, принимаемых на референдумах в отдельных странах.