Расширение перечня антироссийских санкций активно обсуждалось в преддверии саммита Евросоюза. Однако санкции являются не единственным способом оказывать влияние на неоднозначную внешнюю политику Москвы. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
В Евросоюзе действия России в Сирии приравняли к военным преступлениям, но очередной пакет санкций пока Брюсселе вводить не готов. Возможные дальнейшие действия в отношении России обсуждаются на саммите Евросоюза. В преддверии саммита европейские политики активно дискутировали о перспективах расширениа антироссийских санкций. Сложность заключается в том, что для расширения санкций необходимо единогласное решение всех европейских государств, но пока по этому вопросу не удалось достичь консенсуса.
На встрече глав дипломатических ведомств европейских стран, состоявшейся 17 октября, обсуждались события в Сирии. По итогам встречи опубликовано заявление, в котором дана оценка бомбардировкам сирийского города Алеппо российской авиацией. Действия российских военных (преднамеренное удары по гражданским объектам, использование бочковых бомб, кассетных бомб и химического оружия) названы такими, которые могут расцениваться как военные преступления.
Несмотря на тяжкие обвинения в адрес российских военных, выдвинутые на официальном уровне, Евросоюз пока не в состоянии ввести новые санкции против России. В свое время после крымских событий Евросоюз ввел в отношении России ограничительные меры, которые затем были расширены с учетом происходящего на Донбассе. Однако в дальнейшем ситуация сильно изменилась.
До 2015 года Пьер Вимон возглавлял Европейскую службу внешнеполитической деятельности, сейчас он является экспертом Европейского отделения Карнеги-центра. При общении с журналистами бывший дипломат прокомментировал перспективы расширения антироссийских санкций. Вимон напомнил, что после аннексии Крыма Евросоюз смог ввести санкции против России, расширенные затем с началом боевых действий на Донбассе.
Однако в дальнейшем неизменно безуспешными были дебаты по поводу возможного расширения санкций, европейские государства не могли прийти к единой точке зрения. По утверждению бывшего дипломата, единство в Евросоюзе есть только по вопросу сохранения теперешнего статус-кво в отношении ограничительных мер.
Марк Демесмакер из Бельгии, член комитета по иностранным делам в Европарламенте в беседе с журналистами подтвердил, что сохранять согласованные ограничения крайне важно. Парламентарий отметил, что европейские государства должны в дальнейшем реализовать политику санкций и сохранять действующие ограничительные меры, поскольку именно этот язык является единственным, который понимает российский президент. Каждый раз действие санкций продлевается на полгода, сейчас они актуальны до конца января 2017 года.
Кати Пири, европарламентарий от Нидерландов также входит в комитет по иностранным делам и убеждена, что продвижение вопроса о введении новых санкций против России должно начаться хотя бы с публичной артикуляции проблемы. Депутат полагает, что как минимум европейским политикам следует приступить к обсуждению расширения санкций, чтобы показать необходимость в дальнейшем реализовать этот шаг.
Аналитики и депутаты, с которыми пообщались журналисты, считают, что вряд ли практическая реализация задачи расширения санкций продвинется дальше словесных угроз. Нет никакого оптимизма у парламентариев относительно результатов брюссельского саммита Евросоюза. Они убеждены, что антироссийские санкции на мероприятии не будут расширены.
В поисках альтернативы.
Механизмы взаимодействия в современной международной политической системе являются довольно объемными. Поэтому с высокой долей вероятности можно говорить, что введение экономических и персональных санкций является не единственным способом оказать влияние на страну, ведущую агрессивную международную политику. При невозможности расширения санкций против России европейские политики рассматривают альтернативные возможности воздействия.
Недавно Федерика Могерини, верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности заявила, что санкции являются далеко не единственным инструментом в распоряжении Брюсселя. Глава европейской дипломатии сообщила, что Евросоюз располагает и другими инструментами для оказания давления, а также имеет рычаги влияния, которые при необходимости можно использовать. Тем не менее, Могерини не уточнила, о каких именно механизмах идет речь.
По мнению Пьера Вимона, одним из доступных инструментов является политическое давление. Примером задействования этого инструмента эксперт называет совместное заявление дипломатов с осторожным использованием формулировки «военные преступления». Подобные шаги открывают путь к ряду юридических процессов. Еще одним способом оказать воздействие на Москву бывший дипломат называет увеличение срока действия санкций, к примеру, на год. Однако во втором случае эксперт сомневается, что политикам удастся достичь консенсуса.
Ребекка Хармс, глава фракции зеленых в Европарламенте по поводу введения дополнительных санкций против России из-за роли государства в сирийском кризисе занимает решительную позицию. В недавнем интервью Жанне Немцовой депутат заявила о необходимости пересмотра энергетических отношений с Россией в случае дальнейшей реализации Москвой агрессивной политики в Сирии. Хармс считает, что Германия вполне могла бы приостановить работу над реализацией проекта «Северный поток-2». На данном этапе наблюдатели считают подобный шаг маловероятным.