Кризис в испанской автономии Каталонии представляет большую опасность для Объединенной Европы, чем Брексит, утверждает британская газета Daily Telegraph.
Издание приводит слова экс-премьера Франции Мануэля Вальса (каталонца по отцу), что если Мадрид допустит проведение референдума о независимости Каталонии, намеченного на 1 октября, то наверняка большинство граждан автономии проголосуют за суверенитет и отделение от Испании, а это «станет концом европейского проекта».
Ситуация усложнится, если Мадрид сделает ставку на силовое давление. В сознании не только испанцев еще живы воспоминания о Гражданской войне в Испании 1936-1939 гг., о которой ярко напоминают нынешние фото и видео предреферендумной Каталонии. Правительству Испании следовало бы сделать акцент на политических методах, предложив Каталонии более широкую автономию – например, как у басков, с их собственным бюджетом и системой налогообложения.
Евросоюз занял выжидательную позицию. Следуя духу и букве своих законов, Брюссель лишь пассивно выступает на стороне центрального правительства, не вмешиваясь во внутренние дела Испании.
Но сама по себе проблема не рассосется. Пока Мадрид и Барселона лишь пугают друг друга: лидеры сепаратистов кричат «не забудем, не простим», а центральные власти страны грозятся возведением экономической границы с непокорной территорией и недопущением Каталонии в Евросоюз.
Евросоюз оказался в тупике, считает Daily Telegraph. С одной стороны, расколом европейского проекта грозит юридический кризис в Польше и Венгрии, с другой – Восточная Европа все активнее протестует против квот на принимаемых беженцев из Африки и с Ближнего Востока, с третьей – фронда Турции, а теперь еще и Испания с ее Каталонией. «На этом фоне Брексит становится не только меньшим злом, но и единственной проблемой, которую можно решить с помощью здравого смысла», – констатировала британская газета.
Тем временем испанская полиция продолжает изымать документацию, подготовленную для референдума в Каталонии. В четверг, 28 сентября, правоохранители арестовали 2,5 млн. бюллетеней или около 4 млн. конвертов, а также 100 урн для голосования.
Автор: Александр Дынниченко