
Достаточно ли предупреждений из-за океана, чтобы заставить ЕС предпринять какие-либо действия по решению этой проблемы?
Европейские лидеры давно знают, что регион живет не по средствам своей стареющей, стагнирующей экономики. Вопрос в том, означают ли потрясения второго срока Дональда Трампа в Белом доме, что они будут что-то предпринимать по этому поводу, задается вопросом Марк Джон в статье Reuters.
Менее чем через месяц после приведения президента к присяге некогда верный союзник Старого Света объявил, что больше не будет платить за поддержание мира в Европе.
Но если теперь Европе придется нести расходы на собственную оборону — как раз в тот момент, когда Россия ведет войну с Украиной на своем восточном фланге — она рискует взорвать бюджеты, которые и так с трудом справляются с финансированием социальных льгот, часто вызывающих зависть во многих местах мира.
«Нам придется пережить трудные дни, принять сложные решения и даже пойти на жертвы, на которые мы до сих пор не рассчитывали, чтобы гарантировать эту безопасность», — заявил министр иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро на Мюнхенской конференции по безопасности в субботу.
Однако некоторые опасаются политической реакции, если правительства просто решат сократить социальные расходы за счет солдат и оружия.
«Тогда произойдет раскол общества, и единственными, кто победит, будут крайне правые партии», — заявил министр обороны Германии Борис Писториус на встрече в Мюнхене.
Одной из возможностей для Европы может стать надежда на то, что через четыре года Трамп уйдет, и это позволит восстановить трансатлантические отношения.
Однако настроение на встрече в Мюнхене свидетельствовало о том, что европейские лидеры наконец-то признали, что вывод американских войск, о котором более десяти лет назад сообщил Барак Обама, хотя и с менее конфронтационной риторикой, означает, что теперь им придется взять ситуацию в свои руки.
«Наша самая важная задача как политических лидеров — защитить наш народ», — заявила премьер-министр Дании Метте Фредериксен. «Двух процентов недостаточно», — сказала она, имея в виду едва достигнутую цель для стран НАТО — выделить 2% от валового внутреннего продукта на оборону. В прошлом году этот показатель был достигнут в 23 из 32 стран после недавнего увеличения расходов.
Где Европа может найти деньги?
Европейский общественный договор после Второй мировой войны был построен на идее, что европейцы будут платить высокие налоги в обмен на надежные гарантии социального обеспечения, здравоохранения и пенсий. Добавьте к этому трудовые договоры, которые привели к сокращению рабочей недели и увеличению отпусков.
Многие избиратели теперь считают, что их правительства нарушили этот договор, отказавшись от традиционных партий в пользу более радикальных, которые извлекают выгоду из общественного недовольства. Вызов, брошенный Трампом, выводит политические и экономические ставки на совершенно новый уровень.
Трудно определить, сколько будет стоить обеспечение мира и восстановление Украины: формат мирного договора неизвестен, учитывая желание президента США заключить сделку с российским лидером Владимиром Путиным.
Однако легче определить, во сколько обошлось бы национальным бюджетам, если бы страны ЕС увеличили свои расходы на оборону более чем вдвое до уровней, характерных для времен холодной войны.
Рейтинговое агентство S&P Global оценивает, что расходы на оборону в размере 5% от валового внутреннего продукта (ВВП) обойдутся в общую сумму в 875 миллиардов долларов. долларов в год, или «намного больше того, что могут профинансировать отдельные штаты» без дополнительных сокращений или ущерба их кредитному имиджу.
Однако другие говорят, что Европа может найти деньги, если захочет.
По данным ЕС, в то время как долг США составляет около 120% ВВП, а годовой дефицит — около 6%, средний долг в ЕС составляет около 81,5% ВВП, а дефицит — 2,9%.
В своем комментарии для Financial Times на прошлой неделе бывший глава Европейского центрального банка Марио Драги подсчитал, что с 2009 года... С тех пор США использовали дефицит, чтобы влить в свою экономику в пять раз больше денег, чем страны еврозоны — 14 триллионов долларов. евро против 2,5 трлн. евро.
Мориц Кремер, главный экономист LBBW Bank и бывший главный рейтинговый директор S&P Global, отметил, что евро не имеет статуса доллара как мировой резервной валюты и что «уровень устойчивого долга, следовательно, ниже».
Однако другие сомневаются, что рынки испугаются, если страна с прочными финансами, такая как Германия или Нидерланды, возьмет на себя дополнительные заимствования для удовлетворения своей жизненно важной потребности в безопасности.
«Многие страны ЕС могли бы позволить себе иметь более высокий государственный долг», — сказал Жолт Дарваш, старший научный сотрудник европейского экономического аналитического центра Bruegel. «Вопрос в политической воле», — считает он.
Выборы в Германии
Именно эта политическая воля подвергнется испытанию.
Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила на Мюнхенской конференции, что она поддержит исключение расходов на оборону из правил ЕС о потолке дефицита. Для этого потребуется поддержка со стороны национальных правительств.
Хотя Брюссель не может использовать свой собственный бюджет в размере 1,2 трлн. евро на закупку оружия, вполне возможно, что страны ЕС и союзники по НАТО, не входящие в блок, такие как Великобритания и Норвегия, могли бы создать «банк перевооружения», который финансировался бы государствами-членами и за счет капитала, привлеченного на рынках.
Бывший премьер-министр Финляндии Санна Марин заявила, что такие шаги требуют от политических лидеров убедить общественность в срочной необходимости укрепления обороны, особенно в тех странах, которые находятся дальше от российской угрозы, чем ее собственные или восточные члены.
Независимо от потребностей в обороне, Европе все равно придется восстановить баланс своей слабой экономики, чтобы она могла удовлетворить растущие потребности в социальных пособиях для стареющего населения и первоначальных инвестициях, необходимых для достижения таких амбициозных целей, как переход к зеленой экономике.
Признаки перемен могут появиться после выборов в Германии, где следующее правительство должно будет решить, следует ли реформировать добровольно введенный им долговой тормоз, который серьезно ограничивает все расходы.
Консерватор в фискальной политике Фридрих Мерц, которого считают следующим канцлером, не дал никаких указаний относительно своей политики в Мюнхене, но согласился, что ставки высоки, заявив: «Если мы не услышим предупреждения сейчас, для всего Европейского союза может быть слишком поздно».