Как пишет издание «Новое Время», теракт, который произошел в Париже, смог продемонстрировать, что европейский мультикультурализм полностью провалился. Так как традиционные политики и партии не признают этот факт, в дело вступают крайне правые, которые становятся все более и более популярными.
В Европе почти никто не остался равнодушным к нападению на редакцию французского сатирического журнала Charlie Hebdo. Речь идет даже о количестве жертв, так как происходили и более кровавые теракты, а о том, что случившееся стало воплощением того самого столкновения цивилизаций, которого так боится Европа и, по причине своего страха, отрицает. Западная цивилизация, которая устремлена в будущее, столкнулась с восточной, которая видит ответы на все вопросы в прошлом.
Дело в том, что столкновение произошло между радикальными и непримиримыми представителями двух систем. Одна сторона – журналисты-сатирики, которые готовы заплатить собственными жизнями за то, чтобы подвергать сомнению и высмеивать любые общественные явления. Другая – религиозные фанатики, которые способны убивать ради того, чтобы охранять и защищать то, что они считают неприкосновенным.
Произошедший теракт с пугающей наглядностью продемонстрировал, что на сегодняшний день между ними и в принципе не может быть компромисса, и что концепция мультикультурализма не работает. Мусульмане никогда не согласятся на то, чтобы были высмеяны их святыни. Они считают, что карикатуры и фельетоны о религии не имеют права на существование. Журналисты же в открытом обществе не согласятся ни на какие запреты.
Нападавшие уже решили для себя, что победить и остаться в живых может только их система взглядов. Расстрел, который они устроили – акт идеологической войны. Они не выступают против западного мира в целом и не хотят как можно больше людей лишить жизни. Боевики ходили по редакции со списком и убивали конкретных неугодных им людей, которые отвечают за содержание издания. В этом списке находился и журналист-алжирец, который для них стал не просто врагом, а «предателем», переметнувшимся на сторону врага.
Противостояние идей.
Именно такое жестокое противостояние фундаментальных цивилизационных идей – охранительной религиозной и свободы, которое не дало никакого шанса договориться, и есть главной, хотя и не явной причиной такого большого резонанса в обществе. Говорится о том, что европейская цивилизация в своем современном виде получила вызов на войну на уничтожение. Террористы своими действиями дали понять, что из сложившейся ситуации нет другого выхода.
Причем они сами и большое количество сочувствующих простых законопослушных мусульман искренне убеждены в том, что выстрелы этой войны прозвучали раньше. Ведь журналисты, не обращая внимания на просьбы, увещевания и даже угрозы, публиковали свои богомерзкие карикатуры. Для человека, который вырос в европейской традиции, странным является тот факт, что во многих исламских странах издевательство над Кораном и пророком Мухаммедом является более жутким преступлением, чем убийство.
Обычный пакистанец, алжирец или египтянин уверен в том, что нет ничего предосудительного в убийстве карикатуристов. Наоборот, они считают, что люди, которые отомстили за Пророка, являются героями. Проблема в том, что Париж – это не Каир и не Карачи, тут совсем другие законы и система человеческих отношений.
Сложившуюся ситуацию могло бы спасти только то, что одна из систем (или обе сразу) сломается и изменится.
Но для того чтобы это случилось, радикальные мусульманы должны были бы отказаться от некоторых канонов своей религии, а коренные европейцы, в свою очередь, должны позабыть о свободе слова. Но никто из них категорически не согласен отказаться от основ цивилизационных ценностей, так как это значило бы лишь разрушение их внутренней и общественной идентичности.
Но ждать того времени, пока ислам реформируется и будет более терпимым к сатире, Европа не может. Тило Саррацин, ранее занимающий должность председателя правления Bundesbank и уважаемый нынче экономист, еще в 2010 году написал книгу «Самоубийство Германии», где он предсказывал, что спустя 20 лет его страну ждут закат и ликвидация немецкой идентичности в том случае, если правительством не будет ограничен приток в страну иммигрантов из мусульманских стран. В книге много сухих экономических и статистических выкладок, и немецкий истеблишмент подверг ее критике за «расизм» и «ксенофобию», но большая часть немцев приняла ее на ура. Саррацин категорически отвергает выдвинутое ему обвинение в фашизме и обращает внимание, что Германия не имеет никаких существенных проблем с китайцами, вьетнамцами и выходцами из Восточной Европы. А что касается экономических, политических и религиозных трений, то они возникают только с иммигрантами из исламского мира.
Еще через пять лет французским писателем Мишелем Уэльбеком была опубликована книга «Подчинение», где он описывает мрачную картину прихода к власти исламистов во Франции в 2022 году. Традиционно сильные во Франции левые подняли автора на смех. Не удержался от критики и журнал Charlie Hebdo. Редакторы издания поместили на обложку журнала карикатуру на писателя в образе прорицателя-звездочета, который выжил из ума. 7 января, в день, когда начали продавать книги и был сдан в печать номер с карикатурой на Уэльбека, на редакцию напали террористы.