Утром в среду во Франции произошла большая трагедия - погибли двенадцать человек из редакции сатирического издания Charlie Hebdo, это событие не могло не всколыхнуть общественное мнение в стране, да и во всем мире. Журналистка А. Айвазян подготовила материал для проекта «Медуза», в котором рассказала, как прошел во Франции первый день после национальной трагедии.
Уже вскоре после того, как в СМИ утром 7 января сообщили о нападении на редакцию газеты в Париже, на место трагедии прибыли президент страны и глава МВД. В своем комментарии прессе президент Олланд назвал произошедшее террористическим актом, который «навсегда изменит Францию». В этот день внимание новостных каналов было приковано к парижскому округу №11, где размещалась редакция газеты, которая стала известна в том числе публикациями юмористических изображений на тему мусульман. Не остались в стороне и другие печатные издания, которые в разместили в своих редакционных материалах реакцию журналистов, общественных деятелей и политиков.
Пока Франция только осознавала масштаб трагедии, силовые ведомства развернули спецоперацию по поимке террористов и усилению контроля над порядком на улицах населенных пунктов и в общественных зданиях страны. Впервые в список попали редакции крупнейших газет. В то же время Х. Ронсан, арт-директор журнала Stylist, разместил в своем твиттере изображение, на котором была написана лишь одна фраза «Je suis Charlie» - «Шарли — это я». Емкая фраза мгновенно приобрела форму лозунга, который был подхвачен в соцсетях и получил распространение во всем мире. Уже к вечеру под хэштегом #jesuischarlie подписалось более 600 тысяч пользователей.
Парижскую газету уже в среду поддержало на улицах страны около 100 тысяч граждан.
Уже в середине дня появились попытки организованного объединения людей для выражения протеста. В «Фейсбуке» создана страница Je Suis Charlie, где был размещен призыв выйти вечером на Площадь Республики, чтобы выразить солидарность с Charlie Hebdo и почтить память погибших. «Марш молчания» - такое название получила акция. Митинги, которые в некоторых случаях происходили стихийно, прошли не только в Париже, но и во всех крупных французских городах. Кроме того, люди вышли на улицы и в Женеве, Брюсселе, Берлине, Мадриде, Монреале, Лондоне, к посольству Франции в Москве принесли цветы. На парижские улицы вместе с горожанами вышла мэр города А. Идальго, все это происходило без обязательных в таких случаях согласований акции с властями. Как написал неизвестный хозяин аккаунта Je Suis Charlie: «Соберемся вместе мирно и по-республикански, как говорил Шарб [погибший главный редактор газеты Charlie Hebdo], смерть идиотам», а далее шел длинный список мест, где собираются французы по всей стране.
Нант.
К вечеру на парижской Площади Республики уже собрались тысячи людей. В руках у них были обложки Charlie Hebdo или листы с надписью Je suis Charlie. Вместе с простыми горожанами на площади были представители французских профсоюзов, Amnesty International, «Репортеров без границ». Как и было заявлено, собрание проходило почти в полной тишине, было слышно, как проезжают мимо машины, и плач некоторых маленьких детей, которых родители взяли с собой. Было заметно, что многие пришли сразу после работы или встреч, среди толпы встречались молодые люди на велосипедах. Постепенно площадь заполнилась полностью. Среди общей массы людей стало чувствоваться определенное оживление, но чего не было, так это злобы или ненависти, скорее, многие из собравшихся робко улыбались друг другу. Постепенно общий гул стал перерастать в скандирования. Прозвучало «Шарли! Шарли!», а немного позже «Свобода!». Над толпой людей появилась светящаяся надпись «Мы не боимся», и после этого раздались аплодисменты. На статуе Республики появилась проекция надписи «Мы все — Шарли», и толпа в один голос стала ее повторять. К девяти вечера площадь стала пустеть, хотя небольшие группы людей продолжали подходить на площадь.
Видео Youtube :
В руках у некоторых появились горящие свечки. Несмотря на то что среди большого количества людей присутствовали местные политики, никто так и не решился выступать перед людьми с речью или призывом. К концу дня стало известно, что по всей стране в поддержку газеты Charlie Hebdo вышло порядка 100 тысяч граждан, из них примерно 35 тысяч — в столице Франции. В ночь на четверг, когда в Реймсе проходила спецоперация по поиску террористов, в социальных сетях появился еще один слоган, который, наверное, лучше всего пояснит суть произошедшего в Париже: «12 человек погибли, 66 миллионов ранены».
Президент страны Ф. Олланд, выступая по итогам трагедии, высказал мнение, что ни один варварский акт не сможет уничтожить свободную прессу. Страна будет едина в своем ответе на произошедшее и объединится. Предшественник Олланда, Н. Саркози, заявил, что ответственные за этот варварский акт должны понести жестокое наказание. Это была атака на демократию, и ее нужно защищать, не давая слабины, при этом продолжая говорить все, что хочется сказать, и жить, как хочется. Итальянский премьер М. Ренци заявил, что в Италии все сейчас французы, потому что уверены, что свобода — «единственный смысл существования Европы и европейцев». Мэр города Парижа А. Идальго сказала, что террористы ударили прямо в сердце свободе, и следует отреагировать на этот выпад, объединив все силы вокруг главных республиканских ценностей.
Автор: Денис Мягкий