Известный немецкий писатель, удостоенный Нобелевской премии в области литературы, Гюнтер Грасс умер нынешним утром в госпитале северогерманского города Любек. Покойному было 87 лет. Об этом проинформировал издательский дом «Steidl», не раскрывая подробностей. Посольство Германии в Российской Федерации подтвердило это печальное сообщение в своем Twitter.
В связи с печальным событием градоначальник Любека Бернд Заксе сообщил, что это крупная утрата как для Любека, так и для Германии, и всей мировой литературы.
Йорг-Филипп Томса, директор Дома-музея Грасса в Любеке, сказал, что все горожане благодарны за все происшествия в городской жизни, которые они «могли с ним разделить».
Руководитель Берлинской академии изящных искусств Клаус Штэк в свою очередь отметил, что в лице Грасса мировая культура утратила одного из наиболее авторитетных писателей. Когда он замечал, что кто-нибудь угрожает демократии, то он никогда не оставался равнодушным.
Обладатель Нобелевской премии Гюнтер Грасс.
Гюнтер Грасс появился на свет 16 октября 1927 года в Данциге - Свободном городе-государстве, созданном 10 января 1920 года. В настоящее время упомянутый город именуется Гданьск и расположен на территории нынешней Польши. Авторству Грасса принадлежат такие известные произведения, как «Под местным наркозом», «Кошка и мышь», а также наиболее популярный – «Жестяной барабан». Снятая по этой философской притче кинокартина, обеспечила германскому режиссеру Фолькеру Шлёндорфу в 1979 году заслуженную «Золотую пальмовую ветвь» Каннского киноконкурса, а всего через год - и премию «Оскар». Лауреатом Нобелевской премии по литературе Грасс стал в 1999 году.
Весной 2012 года писатель оказался в центре разразившегося скандала, после публикации в ряде ведущих изданий мира своего стихотворения под названием «То, что следует сказать». В нем он охарактеризовал Израиль как угрозу для хрупкого мира и в стихотворной форме раскритиковал политику этого государства, направленную против Ирана. Грасс в своем произведении призвал организовать «пристальный контроль» не только над иранскими ядерными объектами, но также и за израильским атомным потенциалом. Несколько дней спустя скорая помощь доставила его в одно из лечебных заведений Гамбурга в связи с обострением сердечной болезни. После проведенного курса лечения из медучреждения писатель был выписан, однако вынужден был находиться под постоянным наблюдением кардиолога.
Еще больший общественный отклик вызвало опубликованное им в 2006 году признание о том, что на завершающем этапе Второй мировой войны будучи в возрасте 17 лет он проходил службу в рядах «Ваффен-СС».
В частности, он рассказал о том, как во время Второй мировой войны в 15 лет вместе со своими однокашниками был призван в армию, где служил в обслуге зенитной батареи. Затем ему пришлось отбывать трудовую повинность, и в конце осени 1944 года его командировали в 10-ую танковую дивизию войск СС, в составе которой он и принял участие в битве с Красной армией, в середине весны 1945 года, где получил ранение. После окончания войны он находился в американском плену до 1946 года.
С 1947 по 1948 год Грасс пытался освоить ремесло каменотеса в Дюссельдорфе, впоследствии обучался скульптуре и живописи в Академии искусств в Дюссельдорфе. С 1953 по 1956 год продолжил изучение изобразительного искусства в Высшей школе изящных искусств находившейся в Западном Берлине под творческим руководством скульптора Карла Хартунга.
В 1956-1957 годах стал выставлять свои скульптурные и графические работы и параллельно начал пробовать силы на литературном поприще. В то время Грасс в основном писал новеллы, стихи и пьесы, которые сам он квалифицировал как «театр абсурда».
Первое крупное произведение Грасса - роман «Жестяной барабан» - вышел в свет в 1959 году. После публикации «Жестяного барабана» Гюнтер Грасс стал мировой знаменитостью. Это был первый случай со времени окончания Второй мировой войны, когда немецкий литератор получил международную славу.
Второе произведение Грасса «Кошки-мышки», события в котором происходят во время Второй мировой войны в Данциге и в котором повествуется о жизни юноши Иохима Малке, вызвал скандал. Гессенский министр труда и охраны здоровья, из-за описанной в романе сцены сексуальной автостимуляции, направил требование в федеральные органы надзора о ревизии романа на соответствие моральным устоям. Но в результате того, что на защиту встала неравнодушная общественность и другие известные писатели, упомянутый запрос был отозван.
В романе «Под местным наркозом» (Örtlich betäubt, 1969) литератор попытался вникнуть в суть левого радикализма студенческого движения и мастерски противопоставляет его рационализму старшего поколения.
Небезынтересны романы «Камбала» (Der Butt, 1977), «Встреча в Тельгте» (Das Treffen in Telgte, 1979), «Вымыслы» (Kopfgeburten, 1982), «Крыса» (Die Rättin, 1985).
В одном из интервью, датированном прошлым годом, известный писатель признавался, что у него сейчас отсутствуют силы, необходимые для создания еще одного романа. Последние годы Грасс проживал в предместье Любека и трудился над мемуарами. В самом Любеке расположен его дом-музей, где сохраняется основная часть его манускриптов и художественных произведений писателя.