Цель вывести на дороги Германии до 2020 года один миллион автомобилей с электродвигателями пока недостижима, несмотря на то, что производители предлагают уже 29 моделей. Немецкий автопром требует от государства активной поддержки.
5 лет назад политики, ученые и автостроители Германии торжественно поставили цель - до 2020 года довести количество электромобилей на дорогах государства до одного миллиона, как отмечает издание Deutsche Welle. Чтобы достигнуть этого магического показателя, на данный момент не хватает «всего лишь» 970 тысяч машин. Согласно информации, предоставленной международной консалтинговой компанией McKinsey, по количеству зарегистрированных электромобилей ФРГ занимает одиннадцатое место в мире, при этом уступая даже небольшим государствам, таким как Дания, Норвегия и Португалия.
Большой выбор и высокие цены.
Проблема совсем не в отсутствии выбора, отметил на конференции по вопросам электромобильности в Берлине Маттиас Виссман, президент Объединения немецкой автомобильной промышленности (VDA). Он сослался на почти единодушное мнение специалистов: ФРГ вошла наряду с Соединенными Штатами и Японией в тройку ведущих производителей электромашин. «Согласно данным McKinsey, самый большой выбор у нас. Немецкая автопромышленность предлагает на сегодняшний день семнадцать моделей, за этот год к ним добавятся еще двенадцать моделей», - подчеркнул глава VDA.
Однако несмотря на разнообразие этих 29 моделей, у них, по мнению автомобилистов Германии, имеется один общий недостаток - высокая цена. Особенно в настоящее время, в условиях существенно подешевевшего горючего. Исходя из данных опросов, клиенты в ФРГ готовы платить за такой автомобиль на 2,5-3 тысячи евро больше, нежели за обычное авто, - это в лучшем случае. Этого явно недостаточно. Если минимальная стоимость нового Mercedes B-класса равняется 27 тысячам евро, то за эту же модель с электродвигателем придется платить 39 тысяч.
Однако даже такая цена, если смотреть с экономической точки зрения, «слишком мала», если учитывать затраты на конструкторские и научные разработки, отметил на конференции Дитер Цетше, глава автоконцерна Daimler. «И несмотря на то, что я не могу заглянуть в бухотчетность наших конкурентов, я уверен, что картина у всех нас практически одинаковая», - грустно сказал глава Daimler.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо существенно увеличить производство, однако это потребует значительных дополнительных затрат. Возникает замкнутый круг, из которого без государственной помощи вырваться не удастся. Без определенной финподдержки дело не сдвинется с мертвой точки», - заявил с трибуны Цетше. «Мы здесь говорим о строго ограниченном промежутке времени, за который необходимо попытаться компенсировать все недостатки, которые пока свойственны данному изделию», - пояснил он.
Согласно мнению главы Daimler, возможны самые разнообразные формы господдержки: и госзаказ, и премии покупателям, и налоговые льготы. «Однако если мы в ФРГ желаем чего-то добиться, тогда нам необходимо принять определенное решение», - полагает Дитер Цетше. В сегодняшних условиях цель в один миллион электромобилей в его понимании является «абсолютно нереалистичной».
Привилегии - да, деньги - нет.
Относительно того, каких успехов можно добиться за считанные годы при помощи целенаправленной господдержки, наглядно показывает опыт Норвегии. В этом государстве с пятимиллионным населением по дорогам бегают уже 50 тысяч электромобилей. Каждое четвертое регистрируемое новое авто оснащено электрическим двигателем. Это было достигнуто путем комплекса мер, в числе которых отмена налога на добавленную стоимость для покупателей таких машин, а также освобождение их от налога на машину.
Теперь правительство Норвегии приняло решение начать сокращать госстимулирование электромобилей. Начиная с 2018 года владельцы таких машин будут вынуждены платить половину налога на авто, а начиная с 2020 года - платить полную ставку. Относительно такого рода привилегий, как свободный проезд по дорогам, которые являются платными, право пользоваться полосой движения, выделенной для общественного транспорта, бесплатная парковка на общественных стоянках, то впредь решение относительно их предоставления будут приниматься муниципальными органами власти. Так что владельцы таких машин в столице Норвегии этих привилегий, вероятнее всего, скоро будут лишены. Во всяком случае выделенной для автобусов полосой им пользоваться, наверное, запретят, так как электромобилей стало настолько много, что они уже мешают общественному транспорту.
Но немецкое правительство предоставлять прямую финпомощь покупателям и производителям электромобилей не намерено. Такого рода вливания обычно вызывают только краткосрочный эффект, подчеркнул на конференции Норберт Бартле, парламентский статс-секретарь при министре транспорта.
Немецкая власть делает ставку на привилегии и льготы для владельцев таких машин. Соответствующий закон, который вступил в силу нынешней весной, разрешает им, также как в Норвегии, использовать особые парковочные места и выделенную для общественного транспорта полосу движения. «В настоящее время дело муниципальных властей - внедрить в жизнь этот закон», - сказал Норберт Бартле. Одновременно с этим большинство экспертов сомневается, что указанных мер хватит, чтобы дать импульс немецкой электромобильности.