Миграционный кризис в Германии становится все более значительной политической проблемой. Исходя из опроса Allensbach - института изучения общественного мнения, целая половина респондентов весьма обеспокоена вопросом, как именно страна справится с нынешней ситуацией.
Одновременно большинство опрошенных думает о рисках, а никак не о шансах, которые возникнуть могут из-за наплыва мигрантов уже в будущем. В конце прошлого месяца более 200 бургомистров из региона Северный Рейн-Вестфалия, который невероятно сильно затронули разные проблемы с содержанием беженцев, канцлеру ФРГ направили письмо с просьбой уменьшить миграционный поток, пишет известное издание Deutsche Welle.
В правительственных кругах активно курсируют слухи, что политическая карьера г-жи Меркель не сможет выдержать испытания миграционным кризисом. Сама идея создания специальных транзитных зон для восточных беженцев вызвала большую дискуссию непосредственно в рамках правительственной коалиции, где такую инициативу раскритиковала СДПГ (Социал-демократическая партия Германии). Правопопулистская политсила "Альтернатива для Германии" (АдГ), которая объявила проблему с беженцами основной темой собственной программы, пользуется все более значительной поддержкой. Согласно именно последнему опросу ARD-Deutschland Trend, рейтинги АдГ возросли до 8 процентов, в то самое время как партий известного блока ХДС/ХСС, опустились.
Всего лишь вопрос терпения?
Вместе с массовым наплывом беженцев возрастает давление на правительство ФРГ. В свою очередь, Меркель призвала проявить большее терпение, она имеет намерение коренным образом видоизменить европейскую и национальную миграционную политику. Но по-настоящему быстро реализовать эти планы никак не удается. Механизмы распределения современных беженцев по странам ЕС не работают до сих пор. На третьем экстренном саммите ЕС, что пройдет 25 октября в Брюсселе, запланировано обсудить, в том числе, и данный вопрос.
Борьба с причинами, которые провоцируют беженцев покидать с ЕС граничащие регионы, которую Меркель включила также в повестку дня, - это еще одна более долгосрочная задача в сравнении с мерами, которые нынешний канцлер планирует в Европе. В свою очередь, даже Швеция, считающаяся образцовой страной во всей миграционной политике, официально признает, что не сможет справиться с потоками беженцев. "Мы пребываем на грани всех наших возможностей", - констатировал шведский премьер С.Лёвен. Такие настроения и стали причиной именно того, что в ФРГ намного раньше запланированного в силу вступил новый миграционный закон. Его одобрил бундестаг, затем - по специальной ускоренной процедуре - бундесрат, после чего вступление в законное действие было перенесено на 24 октября, отмечают специалисты издания "Биржевой лидер".
Такая поспешность определенно кажется преувеличенной, но значение одной недели в ныне сложившейся ситуации преуменьшать не следует. Сигнал к активному действию должен немного успокоить общественность. Это и имел в виду руководитель ведомства федерального канцлера П. Альтмайер, когда в интервью СМИ назвал ускоренное вступление закона в силу абсолютно положительным сигналом.
Невероятное ужесточение правил по депортации и приему.
В новом законе содержатся значительные изменения существующего миграционного законодательства. Сам раздел о признании Косово, Албании, а также Черногории безопасными государствами озаглавлен непосредственно как "Защита для политических беженцев, а не для современных экономических мигрантов". Теперь все без исключения страны Западных Балкан в Германии считаются безопасными - это значит, что у тысяч их жителей (главным образом, Албании) не будет больше шансов получить в ФРГ политическое убежище.
К тому же, если должное прошение о предоставлении убежища было отклонено и истек срок для добровольного выезда, то мигранта не будут впредь информировать о том, когда он именно будет депортирован, чтобы ему не позволить скрыться от властей. Сейчас в ФРГ находятся около 190 тысяч человек, чьи ходатайства об официальном статусе беженца отклонили. Из них 140 тысячам позволили остаться в государстве, отсрочив депортацию, другие были должны незамедлительно покинуть Германию.
Закон продлевает также с трех месяцев до полугода пребывание просителей убежища именно в центрах первичного приема, откуда они в случае явного отклонения ходатайства сразу могут быть депортированы на свою родину. Такая мера связана с тем, что в разных общежитиях, где потом размещают мигрантов, должно быть намного больше свободных мест именно для тех, у кого есть все шансы на получение убежища. К тому же, просители убежища не будут больше получать наличку - их заменят одежда, продукты и другая соцпомощь.
Но нерешенные задачи и дальше остаются. Сама обработка ходатайств об убежище проходит до сих пор недостаточно быстро: собственной очереди все еще ждут сотни тысяч заявлений. В BAMF (ныне действующем Федеральном ведомстве по делам миграции) должны быть созданы сразу тысячи новых рабочих мест. В некоторых регионах ФРГ мигрантам месяцами приходится ждать регистрации, которую те обязаны пройти еще до подачи своего собственного ходатайства.