Молодой немецкой партии «Альтернатива для Германии» по результатам земельных выборов в Мекленбурге – Передней Померании дают самые разные характеристики, называя ее консервативной, неолиберальной, правопопулистской, праворадикальной, националистической, реакционной, протестной или народной. Какие именно эпитеты больше всего подходят для этой политической силы, выяснили эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер».
Первая серьезная программа партии.
Начать стоит с того, что АдГ всегда воспринималась как «партия одной темы». О ее появлении стало известно еще три года назад, когда разгорелся долговой кризис в странах еврозоны. Он стал основой для объединения евроскептиков, которые требовали отказа от евро или, по крайней мере, радикального изменения Европейского валютного союза. А сейчас, поскольку самой большой проблемой в ЕС являются беженцы, представители АдГ позиционируют себя в качестве антиисламской партии.
Как правило, сосредоточенность только на одном «остром» вопросе является традиционным признаком того, что партия является популистской. Еще одним постоянным признаком популизма является то, что для решения достаточно комплексных социально-экономических или политических проблем озвучиваются довольно простые решения. В этом случае имеются в виду отказ от евро и политика вытеснения мусульман.
Эксперты отмечают, что уже давно стало очевидным, что АдГ, очевидно, не принадлежит ни к правой, ни к левой, ни к социал-демократической группе. На сегодняшний день она располагает программой, в которой отмечается, что это консервативная и либеральная партия. Результаты анализа первой полномасштабной партийной программы, которая была принята в рамках съезда в Штутгарте 30 апреля и 1 мая 2016 года, подтверждают: речь вне сомнений идет о правой партии. Суть вопроса заключается только в том, какое именно место в диапазоне от правого центра до правых радикалов она занимает.
Нескрываемая «немецкость».
Особое внимание стоит обратить на то, что текст партийной программы иногда в значительной мере отличается от определенных действий рядовых членов партии и заявлений ее лидеров. Тот факт, к примеру, что на съезде было принято решение о роспуске региональной организации АдГ в земле Саар в связи с тем, что она является партнером правых экстремистов, проявляет в партийных рядах и среди сочувствующих самые настоящие элементы фашизма. Они, вполне очевидно, обнаруживают в установках и в деятельности «Альтернативы для Германии» кое-что, что отвечает их собственным идеям.
В тексте официальной программы АдГ фашистская риторика отсутствует. А поддержание своими голосами идеи роспуска целой земельной организации подтверждает то, что партия, получившая неожиданный успех на выборах и надеющаяся на рост своей электоральной базы, в настоящее время пытается в отрытую отмежеваться от праворадикальных кругов, с которыми появилась нескрываемая близость. Чего в программе не скроешь, так это подчеркнутую «немецкость»: национальным, этническим аспектам уделяется самое основное внимание.
Есть еще один пример расхождения между программой и практикой. Если судить по многочисленным заявлениям партийных лидеров и их активным контактам с Москвой и российским посольством в Берлине, АдГ имеет все признаки «пророссийской» и даже «пропутинской» политической силы. Если прочитать саму программу, такого и не скажешь: в тексте всего только идет речь о «крайне важном значение» отношений с Россией с целью гарантии безопасности в Европе. Помимо этого, новая немецкая партия выступает с требованием реформ ООН и предоставления Германии места постоянного члена Совета Безопасности (включая право вето), что целиком совпадает с партийной концепцией возрождения сильной Германии, но явно привело бы к ослаблению международных позиций России.
Неолиберальная программа в экономике.
При любом раскладе сил эпитет «консервативная» подходит новой партии. Определенно консервативные взгляды и традиционалистский подход особенно четко проявились в разделах программы, посвященных семейной политике, образованию, культуре, демографии, миграции. Существующие представления АдГ о «традиционной роли мужчины и женщины», феминизме, сексуальном воспитании, гендерных исследованиях, инклюзивном образовании либо же допустимости абортов либеральными назвать никак нельзя.
Одновременно с этим в экономической сфере АдГ в существенной мере продолжает придерживаться взглядов, которые в современном мире нередко называют неолиберальными. Представители партии уверены, что чем больше конкуренции и чем меньше государственного влияния на экономику, тем лучше. Субсидии предприятиям и отраслям должны быть сведены к минимуму и ограничены во времени, налоговое бремя необходимо снизить, некоторые налоги, например, на наследство, – вообще отменить. Это программа партии рыночной, а не социальной ориентации. Иными словами, АдГ намерена отстаивать интересы имущих, а не малоимущих слоев населения. Однако Трансатлантическое партнерство TTIP в партии не поддерживают, хотя его цель и состоит именно в дальнейшей либерализации торговли между ЕС и США.