В результате того, что во время всеобщих выборов в Греции - «греческой проблемы», победила партия «Сириза» - противников мер жесткой экономии, начались волнения, как среди политиков, так и на рынках практически всей Европы.
Кто-то остерегается возвращения к неопределенности трехлетней давности, когда многие были уверены, что греческий дефолт, а также выход из еврозоны является неизбежным. В тот момент, когда людей тревожил тот факт, что долговой кризис Греции может дестабилизировать, и вероятно, даже полностью разрушить «валютный союз Европы». Однако в этой ситуации все немного иначе.
Одно ключевое отличие заключено в экономических показателях. На протяжении последних двух лет другие периферийные государства еврозоны доказали, что имеют развитую способность к адаптации, при этом сократив бюджетные дефициты, добившись профицита нынешних счетов и расширив экспорт, что снимает необходимость финансирования. Греция стала единственным государством, которое последовательно оттягивает реформирование и сохраняет фактически катастрофические показатели экспорта. Европейский центральный банк, предоставляя дополнительную помощь для периферийных государств еврозоны, планирует осуществлять закупку суверенных облигаций. Исходя из того, что руководство ФРГ официально не желает поддерживать количественное смягчение, государство должно благодарить ЕЦБ за частичное успокоение финансовых рынков.
На сегодняшний день Германия может занять слишком жесткую позицию в отношении требований нового правительства Греции по поводу масштабного списания долга, а также отмене мер жесткой экономии, при этом, совершенно не опасаясь вызвать определенную реакцию на европейском финансовом рынке.
Каковы ошибки греков?
Требования правительства Греции, а их всего два, основаны на недостоверных суждениях. Первое, «Сириза» и многие другие твердят, что госдолг Греции в 170 процентов от ВВП недопустим и должен быть непременно урезан. Учитывая тот факт, что долг государства перед официальными кредиторами составляет преимущественную часть ее госдолга, правительство хочет сократить его.
На самом деле, Греции официальные кредиторы предоставили длительные льготные периоды, а также невысокие процентные ставки, чтобы максимально облегчить долговое бремя. Греция, в сою очередь, тратит на обслуживание госдолга меньше, чем Ирландия и Италия, хотя оба государства имеют существенно меньшее соотношение госдолга к ВВП. Если учитывать, что выплаты Греции по внешней задолженности составляют только 1,5 процента от ВВП, обслуживание долга - не проблема для страны. Невысокая стоимость обслуживания существующего долга лишает смысла требование партии «Сириза» по поводу отмены мер жесткой экономии.
Прошлая программа спасения от «тройки» (Европейская комиссия, Международный валютный фонд и ЕЦБ), которая была начата в 2010 году, предусматривает первичный профицит бюджета в этом году в размере 4 процентов от ВВП. Это немного больше, чем необходимо для полного покрытия процентных платежей, и, следственно, позволило бы Греции приступить к сокращению долга. Аргумент нового правительства Греции относительно того, что вышеуказанная цель является необоснованной, не выдерживает критики. Столкнувшись с очень высокой задолженностью, другие государства-члены ЕС поддерживали профициты на протяжении десятилетий, причем, как правило, после финансового кризиса.
Какова вина «тройки»?
Справедливым будет утверждение, что строгость на территории еврозоны была слишком чрезмерной, а для поддержки спроса дефицит госбюджета должен быть намного больше. Но только правительства, которые имеют возможности доступа к рыночному финансированию, имеют возможность применять экспансионистскую фискальную политику для стимуляции спроса. В случае с Грецией еще более огромные расходы должны были финансироваться несколькими официальными кредиторами. По данной причине несправедливо будет утверждать, что «тройка» вынудила Грецию к введению «чрезмерной строгости». В случае если бы 5 лет назад Греция не получила финансовой поддержки, она была бы вынуждена урезать собственный бюджетный дефицит до нуля с показателя в 10 процентов ВВП. «Тройка», финансируя сохраняющийся дефицит вплоть до 2013 года, дала возможность государству сдерживать жесткую экономию.
Естественно, Греция вовсе не первое государство, которое просит о провидении экстренного финансирования, для того чтобы отложить урезание бюджета, а потом жалуется, что эти сокращения чрезмерны, когда худшие времена уже позади. Это происходит тогда, когда правительство получает так называемый «первичный профицит».
В момент, когда правительство имеет возможность финансировать все возникающие расходы за счет полученных налогов - возникает желание отказаться от выполнения своих долговых обязательств. Некоторые эксперты предсказывали такого рода действия Греции еще в момент запуска программы «тройки».
В 2014 году Янис Варуфакий, очередной греческий министр финансов, подтвердил эти опасения: согласно его утверждениям, первичный профицит даст государству преимущество в каких-либо переговорах по реструктуризации долга, ведь благодаря его действиям Греция сможет приостановить выплаты «тройке» без всяческих финансовых проблем. Такой подход – большая ошибка. Практическая проблема Греции в настоящее время заключается не в устойчивости долга, а в нескольких платежах ЕЦБ и МВФ, которые выпадают на 2015 год, - платежи, которые новое греческое правительство обязалось выполнить.
Евро в неопределенности по отношению к доллару.
В очередном обзоре евродоллара с применением новейшей методики синтеза ценовых движений с движением объемов мы вынуждены повторить тот же вопрос, которым были озадачены трейдеры на прошлой неделе: коррекция или разворот?
Детали происходившего в долгосрочном тренде вниз мы уже анализировали в предыдущих обзорах, сегодня остановимся на часовом графике валютной пары.
Все движение вверх с 26 января пока не вышло из диапазона цен 1.1097 - 1.1533 и является коррекционным по отношению к предыдущему тренду вниз. Имеет ли это движение шансы на продолжение вверх или мы в очередной раз увидим продолжение старшей тенденции вниз, - точный ответ на этот вопрос пока дать сложно. Ведь в реальном трейдинге мы имеем дело с принятием торговых решений в условиях неопределенности, то есть с изменением вероятностей для разных расчетных вариантов.
Анализ волновых движений на часовом графике позволяет выделить волну вверх (зеленая линия на графике) , движение вниз по красной стрелке и последовавшее на прошедшей торговой неделе движение вверх (синие стрелки). Анализ "объемных движений" показывает, что движение вверх по зеленой стрелке было поддержано объемом с образованием максимума на уровне 1.1344, в движении вниз по красной стрелке максимум образован на уровне 1.1310 и в движении вверх прошедшей недели есть малозаметный факт образования объемного уровня на 1.1404 во вторичном (младшего уровня) движении с 11 по 13 февраля.
Таким образом, перед началом торгов второй недели февраля сложилась довольно частая для евродоллара ситуация разнонаправленности текущих тенденций и для принятия торговых решений трейдеру потребуется четкое понимание, в движении какого диапазона и в какой конкретный период времени он будет "находиться в рынке".
Закрепление цены выше объемного диапазона 1.1450 - 1.1468 и над текущим максимумом 1.1533 подтвердит силу восходящей тенденции с ближайшими целями в районе 1.1520 - 1.1550, более точно цели могут быть определены при анализе младших движений начала торговой недели.
Вариант вниз связан с пробоем и закреплением под объемными уровнями 1.1310 и 1.1277, ближайшей вероятной целью служит достигнутый минимум 1.1097.
Подробнее о методике принятия решений в трейдинге и конкретных примерах реального трейдинга будем говорить на открытом вебинаре в четверг 19 февраля в 19 часов.
Николай Кереч, автор ТС СОВА Академии Masterforex-V