Правительство Ципраса постепенно загоняет себя в тупик. Дефолт, которым оно угрожает Еврокомиссии, обернется против его же народа, а также не даст партии СИРИЗА выполнить популистские предвыборные обещания.
Греция уже в который раз ускользнула от финансовой петли. Она, изъяв средства из своего резервного счета в МВФ, смогла погасить долг в 750 миллионов евро, который, как бы парадоксально это не звучало, был перед самим фондом. Это балансирование на «лезвии ножа» - не случайность. После того как в январе к власти пришло нынешнее греческое правительство, которое возглавляет Алексис Ципрас, лидер партии СИРИЗА, оно полагало, что можно угрожать дефолтом и финансовым кризисом, который может негативно отразиться на европейской валюте. Используя такой нехитрый план, новое правительство хотело обеспечить переговорные рычаги, которые позволяли бы компенсировать недостаточное политическое и экономическое влияние Греции. Спустя несколько месяцев Ципрас так и не изменил свою точку зрения, даже несмотря на отсутствие доказательств в ее поддержку.
Согласно утверждениям экспертов, их расчет основывается на ошибочном предположении. Варуфакис и Ципрас предполагают, что дефолт – единственное, что может заставить Европу выбирать между несколькими альтернативами: выгнать Грецию из еврозоны либо же предложить ей полное списание долга. В случае дефолта Греции европейские власти смогут рассматривать и третий вариант. Вместо форсирования Grexit Евросоюз может скинуть Грецию с обрыва и лишить ее денег, а потом просто сидеть сложа руки и наблюдать за тем, как рушится политическая поддержка правительства Ципраса внутри страны.
Евросоюз рассматривает такую стратегию в первую очередь, поскольку она является наиболее перспективной. После того как Греция попадет «в яму» (останется без денег и поддержки), ее будет намного легче согнуть под себя. Это, вероятней всего, сработает, поскольку правительство Греции признается, что с каждым днем становится все труднее собрать деньги на выплату пенсий и заработных плат.
Дабы не накалять и без того горячую ситуацию, Варуфакис прибегает к более отчаянным мерам, к примеру, к использованию денежных средств, находящихся на счетах больниц и муниципалитетов. Налоговые сборы столь сильно упали из-за нынешнего экономического хаоса после выборов в январе, что госдоходов уже недостаточно, чтобы покрыть повседневные расходы. К сожалению, с уверенностью никто не может заявить о достоверности вышеуказанных данных, но, исходя их утверждений экспертов, можно сделать вывод: стратегия правительства Ципраса обречена на провал.
Дефолт уже не грозит Евросоюзу.
Стратегия Ципраса предполагала, что Греция и вправду могла бы угрожать Западу дефолтом, поскольку если бы правительство было вынуждено идти до самого конца, у него оставалось бы достаточно средств для того, чтобы платить пенсии, зарплаты и обеспечивать государственные услуги. Это предположение в январе было разумным. В то время правительство заложило огромный первичный профицит госбюджета, который должен был составить 4 процента от ВВП.
Если бы вышеуказанное государство объявило дефолт еще в январе, то этот первичный профицит мог быть перенаправлен на финансирование высоких пенсий, зарплат и госрасходов, которые партия СИРИЗА обещала в предвыборной кампании. Варуфакис, учитывая эту возможность, считал, что он сделал министрам финансов Евросоюза щедрое предложение: сократить первичный профицит до 1 процента от ВВП. Если бы Европейский Союз отказался, то угроза состояла бы в том, что Греция вовсе перестала бы платить долги и направила бы весь первичный профицит на государственные расходы.
Первичный профицит — главный козырь греческого правительства — уже практически испарился. Угроза дефолта в этом случае не заслуживает доверия. Дефолт не даст Ципрасу возможности дальше выполнять свои предвыборные обещания. Все будет с точностью до наоборот – сокращение зарплат, пенсий и государственных расходов.
Для властей стран-участниц ЕС греческий дефолт был бы менее проблематичным, нежели предполагалось ранее. Им не нужно предотвращать дефолт, угрожая Греческому государству изгнанием из еврозоны. Теперь Евросоюз может положиться на правительство Ципраса, ведь оно самостоятельно накажет свой же народ.
Кипр не извлекает уроки из истории.
Варуфакис и Ципрас должны быть более дальновидными и предвидеть возможность развития подобного сценария. Стоило лишь взглянуть на историю двухлетней давности, когда Кипр в самый разгар банковского кризиса захотел бросить вызов Европейскому Союзу. Опыт Кипра наглядно показывает, что правительства государств-участниц Евросоюза в случае угрозы дефолта заставят Грецию остаться в еврозоне и принудят ее к банкротству в стиле США (Детройт).
Политические и правовые механизмы работы с Греческим государством как с муниципальным банкротом явны. Европейские соглашения заявляют, что членство в зоне евро является необратимым, если только государство не решит выйти не лишь из еврозоны, но и из Евросоюза. Политическое послание правительства Евросоюза хотят внушить всем своим финансовым инвесторам и гражданам.