Вчера, 5 сентября, в Риге состоялось открытие памятника балетному танцору Марису Лиепе, сообщило агентство “Балтинфо“, ссылаясь на СМИ Латвии. Как стало известно экспертам раздела “Новости мира“ издания для инвесторов “Биржевой лидер“, открытие состоялось в ходе празднования 150-й годовщины юбилея здания Латвийской национальной оперы и балета. Монумент в честь известного танцовщика, высота которого составляет четыре метра, находится на берегу городского канала между оперой и Латвийским университетом. Как заявили представители оперного театра, памятник стал первым в Латвии, который будет посвящен искусству танца.
В процессе создания скульптуры работали эстонские художники Ян Тоомик и Йири Оявер. Проект был профинансирован латвийскими меценатами Борисом и Инарой Тетеревыми, которые также стали инициаторами проекта. Ранее сообщалось, что памятник появится на набережной в июне 2013 года, однако открытие было перенесено на сентябрь.
Впервые планы относительно открытия памятника Лиепе прозвучали еще в декабре 2010 года. В то время пресс-секретарь министра культуры Латвии Андрис Саулитис заявлял об открытии конкурса идей монумента. Вначале ходили слухи, что открытие состоится в 2011 году, в честь 75-летия со дня рождения танцовщика.
О Мариусе Лиепе
Латвийский балетный артист, балетный педагог и артист кино Марис Лиепа родился в Риге. В 20 – летнем возрасте он переехал в Москву, где быт танцором Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и в Большом театре. Лиепа исполнил в Большом ведущие мужские партии в “Ромео и Джульетте“, “Спартаке“, “Жизели“, “Золушке“, “Шопениане“ и многих других спектаклях.
Лиепа умер 26 марта 1989 года. Могила танцора находится на Ваганьковском кладбище в Москве.
Свою неутомимую жажду к творчеству Марис Лиепа выразил и в содержании, и в названии своей книги “Я хочу танцевать сто лет“. В 1981 году она была издана в Риге на латышском языке; на русский перевели и издали лишь в 1996 году — к 60-летию актера. А в 1982 году на русском языке появилась книга под названием “Вчера и сегодня в балете“. В ней автор рассказывает о последних творческих успехах. К ним относится работа с Борисом Эйфманом над балетами “Идиот“ и “Автографы“; защита диплома в ГИТИСе и “Дон Кихот֧“ в Днепропетровске; работа на ЦТ и выход телефильма “Я начинаю новый монолог“; “Спартак“ в Большом театре 28 марта 1982 года. Вместе с отцом на сцену вышел Андрис Лиепа; в первом акте Гладиатором, во втором — Патрицием.