Языковой политике в Латвии уделяют все больше внимания. Для увеличения штата сотрудников «языковой полиции» руководство ведомства объявило набор добровольцев. Об этом стало известно журналистам раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер».
В Латвийском центре государственного языка, именуемом в народе «языковой полицией», объявили о наборе добровольцев. На днях правительство страны обнародовала список требований, которым должны соответствовать новые сотрудники ведомства, которое ведет борьбу за чистоту используемого в обществе языка.
Для реализации языковой политики Центр государственного языка (ЦГЯ) создан в Латвии более 20 лет назад. На практике формулировка «реализация языковой политики» предусматривает контроль над соблюдением правил грамматики и стилистики латышского языка, к примеру, в вывесках и названиях блюд в меню заведений общепита. ЦГЯ вполне может проверить сотрудников отдельной компании (в том числе и частной) на знание государственного языка.
Законодательством Латвии закреплено, что каждый человек, работающий на территории страны, должен владеть государственным языком в определенной степени. На законодательном уровне закреплен необходимый уровень знаний, которыми должен обладать представитель той или иной категории граждан. Соответствие реальных знаний нормативам периодически проверяется инспекторами центра.
Сотрудники этого ведомства также должны реагировать на жалобы, поступающие от граждан, связанные с тем, что работники сферы обслуживания латышским языком не владеют. К примеру, если парикмахер при выполнении служебных обязанностей не может ответить клиенту на поставленный вопрос с использованием латышского языка, посетитель парикмахерской может обратиться с жалобой в ЦГЯ. Если после проведения проверки информация, изложенная в жалобе, подтвердится – выплата штрафа грозит как парикмахеру, так и его работодателю.
Государственный язык нуждается в защите.
Создание института добровольных помощников для инспекторов ЦГЯ было одобрено латвийским правительством около полугода назад. Сейчас руководство страны оценивает доклад, подготовленный Минюстом, в котором изложены требования к претендентам и описание функций, выполнять которые предстоит гражданским активистами.
В качестве первоочередной задачи указан мониторинг ситуации в сфере использования государственного языка. Также отмечена важность оказание помощи в ликвидации обнаруженных нарушений. Как и предполагалось ранее, добровольцы будут способствовать «защите и развитию государственного языка».
Помощники должны будут информировать инспекторов о возможных нарушениях правил использования государственного языка. В Минюсте отмечают, что работа добровольцев повседневной жизни латвийцев касаться не будет. Целью создания института добровольных помощников инспекторов ЦГЯ является формирование общества людей-экспертов.
Принципиально важно то, что общественные помощники не имеют права указывать гражданам, на каком языке следует говорить, находясь в общественных местах. Любой человек в повседневной жизни и публичном пространстве может говорить на том языке, на каком хочет, выбор является личным делом каждого гражданина. В интервью радио Baltkom заместитель госсекретаря Минюста по стратегическим вопросам Ингусс Калниньш объяснил, что языковые инспекторы не будут тайно подслушивать граждан с целью последующей передачи данных в ЦГЯ.
Не место спрингроллам в Латвии.
С проверками сотрудников ЦГЯ предпринимателям приходится сталкиваться довольно часто, но к инициативе привлечения добровольцев они отнеслись благожелательно. Глава Ассоциации торговцев Латвии Хенрик Данусевич в комментарии Русской службе Би-Би-Си сообщил, что у предпринимателей особых разногласий с ЦГЯ по поводу применения закона.
Данусевич отметил, что он не знает пока, какими будут функции добровольцев. Тем не менее к инициативе привлечения граждан относится позитивно, если это нужно для более эффективного выполнения государством своих функций. Главным условием называет он соблюдение помощниками инспекторов закона, и чтобы они не проявляли излишнее рвение, придираясь к мелочам.
А тем временем в латвийском обществе растет недовольство профессиональной деятельностью инспекторов. К примеру, название ресторана Kleever в Риге показалось представителям ЦГЯ недостаточно латышским, владельцы были вынуждены сменить его на Klīversala после требования инспекторов «языковой полиции».
Недавно на сайте ведомства опубликована информация о недопустимости использования в меню заведений общепита слова «спрингролл», поскольку оно нелатышское. Вместо этого названия ЦГЯ рекомендует использовать латышский эквивалент, который на русский язык буквально переводится как «голубец».
Имеет место конфликт между ЦГЯ и градоначальником Риги Нилом Ушаковым. «Языковая полиция» собирается проверить законность произнесения мэром речи на мероприятии, приуроченном ко Дню победы, с использованием русского языка. В ответ Ушаков отметил, что у инспекторов ЦГЯ, видимо, слишком много свободного времени.
На своей странице в социальной сети градоначальник пообещал прибавить работы инспекторам. Чиновник публично пожаловался на Кузю, полосатого думского кота. По мнению Ушакова, кот общается с посетителями не на латышском языке. Мэр предположил, что ввиду сложности проверки, поскольку кот, который не получает жалования, является частным лицом, инспекторам ЦГЯ придется привлечь представителей Минюста и Генпрокуратуры.