В конце октября в известный порт Клайпеды прибыл огромный корабль-терминал СПГ (сжиженного природного газа) под громким названием Independence. Его полноценный запуск в эксплуатацию хотят провести 3 декабря. Литовские власти надеются, что открытие такого плавучего терминала во многом поможет стране уменьшить зависимость от энергоносителей РФ и сможет защитить потребителей Балтии в случае перебоев с голубым топливом. «О настоящем и дальнейшем развитии энергетики Литвы рассказывает его глава Р. Масюлис», - передает Deutsche Welle.
Большой шаг к энергонезависимости.
Сегодня терминал СПГ строит не только Литва, но и соседняя Польша. Р. Масюлис объясняет, что в 2020 году терминалы в этих двух странах свяжет большая ветка газопровода. Здесь конкуренции из-за поставщиков не ожидается, скорее даже, наоборот. Литва рассчитывает на более тесное и глубокое сотрудничество с поляками. «Наш регион не слишком большой, у нас много нерешенных проблем в области энергобезопасности, инфраструктуры, а это можно решить, лишь сотрудничая», - говорит чиновник.
Министр энергетики Литвы отмечает, как передают специалисты издания «Биржевой лидер», что первоначально доля терминала в современном импорте газа будет составлять 20-25 процентов (примерно 540 миллионов кубометров газа, сама же мощность терминала - 3 миллиарда кубометров газа) от общего объема имеющегося потребления топлива в стране.
Также эта балтийская республика в августе заключила официальный договор с норвежской Statoil о поставках СПГ. Цена, по которой он будет закупаться, привязана к нынешней спотовой площадке Великобритании по торговле природным газом. Следовательно, она будет изменяться согласно с трендами на международном рынке всего природного газа. Вместе с тем цена, которую Литва будет платить за импорт газа, хотя и является привязанной к установившейся на британской площадке NBP, но будет немного иной. К ней, согласно достигнутому уговору с поставщиком, прилагается специальное дополнение, которое включает в себя расходы на маржу поставщика, разные транспортные перевозки и т. д.
Договор с Statoil был подписан на минимальный, исключительно необходимый для деятельности упомянутого терминала объем газа (около 540 млн. кубометров). Но в какой-либо момент Литва может увеличить импорт, договориться с другими поставщиками. По этой причине специальный договор с норвежской компанией рассматривается как реальная альтернатива основному поставщику, а именно российскому «Газпрому», как возможность создать необходимую конкуренцию на рынке газа и как гарантию безопасности постоянных поставок голубого топлива в эту республику.
На сегодняшний день Литве удалось заключить несколько предварительных договоренностей с 12 мировыми поставщиками СПГ. Власти надеются, что благодаря этому, если будет нужда, страна сможет в ускоренном порядке получить нужные ей объемы.
Как известно, высокие цены на СПГ поднимают цены вверх для потребителей. Вместе с тем Р. Масюлис заявляет, что пока что цены не растут, а даже наоборот. Благодаря данному терминалу Литве удалось договориться с «Газпромом» о 20-процентной скидке. В итоге появилась возможность еще с 1 июля начать уменьшать расценки на голубое топливо для потребителей.
Выполняя директивы Евросоюза, Литва провела полную либерализацию энергорынка. Это, в свою очередь, стало причиной того, что концерн «Газпром» был вынужден продать свои акции во многих литовских энергокомпаниях. Р. Масюлис объясняет, что продажа российским газовым монополистом акций AB Lietuvos dujos - это не только результат успешной реализации известного Третьего энергопакета Евросоюза, но и укрепление энергобезопасности государства. Теперь за доставку газа всем конечным потребителям несет ответственность Lietuvos dujų tiekimas, а вот сама Lietuvos dujos – оператор системы доставки. «Газпром», как и прежде, присутствуется на рынке Литвы, но теперь только в качестве поставщика.
Терминал СПГ, новая АЭС и полноценное соединение литовской энергосистемы с европейскими странами - вот главные три кита энергонезависимости этой страны. Пока что у Литвы имеется терминал, нет атомной станции, а соединения энергосистемы с членами ЕС находятся только на стадии строительства. В итоге Литва пока еще во многом зависит от поставок энергоносителей и энергии с ближайшего Востока.
Одновременно Р. Масюлис заявляет: утверждать, что его страна полностью, как это было до сегодняшнего дня, зависима от российского импорта энергии, было бы ошибочно. Теперь у страны есть корабль-терминал СПГ Independence, а это один из главных гарантов энергонезависимости Литвы. Что до электрической энергии, то после полного закрытия советской атомной станции в городе Висагинасе Литва из государства-экспортера электроэнергии стала настоящим импортером. Сюда импортируется до 65 процентов объема потребляемой внутри страны энергии, но власти прилагают все усилия к тому, чтобы исправить такую ситуацию. В 2013 году примерно половина объема этой энергии была импортирована из третьих стран, а оставшаяся часть - из соседних Латвии и Эстонии. В будущем году, когда закончится стройка энергетической смычки (проект NordBalt) со Швецией, появится возможность импорта электрической энергии из стран Скандинавии, причем по более низким ценам, нежели на рынках Балтии. Успешно движется вперед также строительство энергосмычки (известный проект LitPol Link) с Польшей.