«Литовские военные не дожидаются, пока в НАТО создадут спецсилы быстрого реагирования, а поэтому организовали 2 своих подразделения», - пишет издание New York Times. Хотя, как отмечает газета, эти войска, насчитывающие примерно 2,5 тысячи человек, не надеются остановить масштабное вторжение россиян, но в случае т. н. гибридной войны способны продержаться до прихода главных сил альянса.
«Зеленые человечки» напугали Литву.
Литовский офицер Л. Пакутка командует сразу двумя новосозданными группами быстрого реагирования, которые являются первыми такими соединениями на восточном фланге НАТО. Их главная задача – противостояние современной гибридной войне, что характерно для конфликта на украинском востоке. «Теперь ясно, – заявил в интервью литовский генерал В. Тамошайтис, – мы всегда должны быть готовы, так как у нас аналогичные соседи, что и у Украины».
«Совсем маловероятно, - пишет издание, - что Республика Литва с ее населением в примерно три миллиона и восьмитысячным регулярным войском сможет дать отпор миллионной российской армии. Но конфликт в Украине привлек особое внимание данной прибалтийской республики».
Во время последнего саммита НАТО в Уэльсе главные лидеры этой организации договорились создать совместные силы специального быстрого реагирования, которые были должны набираться из современных воинских соединений сразу нескольких членов альянса. Самый первый прототип подобного подразделения, сформированный из трех-четырех тысяч голландских, немецких, а также норвежских солдат, подготовлен будет к новому году, но вот постоянная структура готова не будет по меньшей мере до начала 2016 года. Как бы там ни было, но Литва решила, что ждать так долго не может. «Ситуация в регионе резко изменилась, – говорит г-н Тамошайтис, – и мы должны надлежащим образом противостоять всем возникающим угрозам, гибридной войне».
Именно такой конфликт продолжает и дальше «медленно нагреваться» на востоке Украины. Западные лидеры постоянно обвиняют Кремль в отправке сюда своих военных, которые сражаются плечом к плечу с местными сепаратистами. Смысл создания таких сил быстрого реагирования в том, что скорость выступает основой в активном противодействии существующим военным угрозам. Проведение РФ учений у границ своих соседних стран, включая Украину, показывает, что она может спешно направлять собственные силы для занятия необходимого плацдарма и даже отводить их всех до того, как успевают на это отреагировать обычные войска.
Силы быстрого реагирования Литвы, насчитывающие около 2,5 тысячи человек, на дежурство заступили еще в начале ноября. Их основа - мотопехотный батальона Гайгаласа и механизированный батальон Пакутки, в каждом из них находится от примерно 700 до 800 человек. В их нынешний состав входят также тыловое обеспечение, отряд спецназначения и даже небольшой аэромобильный батальон.
Военные Литвы не испытывают каких-либо иллюзий по поводу того, что их небольшие 2,5-тысячные силы современного быстрого реагирования способны удержать что-то сравнимое с масштабным российским вторжением. Но, как говорит все тот же Тамошайтис, если Москва станет проводить гибридную и небольшую операцию, то есть определенный шанс, что этим силам все-таки удастся продержаться до прибытия главных сил НАТО.
Республику Литва отличает от двух других государств Балтии ее поистине уникальное географическое положение, ведь она граничит с РФ не на востоке, а на западе с ее известным анклавом - Калининградской областью. Согласно действующему долгосрочному соглашению, московские войска могут проходить по литовской территории для организации учений в Калининград, что создает еще один большой путь, с помощью которого Вооруженные силы РФ могут попасть в страну.
Кроме этого, ситуация в Литве весьма отличается и с демографической точки зрения. Здесь, в отличие от иных прибалтийских государств, проживает небольшое количество русских, «защиту современных интересов которых в Украине Кремль использовал, чтобы оправдать собственные действия в данном регионе». «Никак невозможно представить себе ситуацию, чтобы войска России могли смешаться с сегодняшним местным населением государства Литва», – подчеркивает Тамошайтис, как отмечают специалисты издания «Биржевой лидер».
Многие литовские военные, как и их сегодняшние коллеги по НАТО, очень внимательно и детально изучают тактику, которую используют «сепаратисты» на Донбассе и действия, предпринимаемые украинцами в борьбе с ними. Генерал Тамошайтис считает, что в первую очередь нужно выяснить природу угрозы – является ли данное восстание преступным, местным, или же это вмешательство извне, – и только потом уже выбирать некую тактику и вооружение.
В то же самое время Литва принимает «огромный поток» представителей современных вооруженных сил из других государств-членов альянса для организации полномасштабных учений. По словам действующего министра нацобороны Литвы О. Юозаса, Вильнюс искренне рад, что в НАТО очень серьезно отнеслись к созданию нескольких новых подразделений. «Нас обвиняли много раз в русофобии, но после событий в Украине, после событий в Крыму люди стали отчетливо понимать, о чем мы тогда говорили», – добавил господин министр.