Достаточно длительный промежуток времени введению евро в Литве препятствовал очень высокий уровень инфляции. Однако, как отмечают журналисты издания «Биржевой лидер», его удалось взять под контроль после того, как в 2012 году Римантас Шаджюс возглавил Министерство финансов.
Таким образом, уже 1 января 2015 года Литва станет 19-й страной зоны евро, после Латвии и Эстонии. В интервью изданию «Deutsche Welle» литовский министр финансов рассказал о том, какие надежды он в настоящий момент связывает с данным процессом, а также почему многим жителям Литвы с трудом удается свыкнуться с мыслью о том, что придется отказаться от родной для себя денежной единицы. Помимо всего прочего, глава литовского Министерства финансов пояснил, как правительство будет дальше работать с образованием цен в евро.
Почему Литва введет евро?
Как вам, может быть, известно, в европейской зоне не прекращаются разговоры по поводу долгового и экономического кризиса, однако Литва решается на то, чтобы именно в этот период ввести евро. Римантас Шаджюс решил пояснить, почему было принято это решение именно сейчас. Он отметил следующее: «Разговоры о кризисе идут уже давно, однако евро успел доказать, что является стабильной валютой при условиях как внутренних неурядиц, так и внешних шоков. Лично я считаю, что европейская зона смогла достичь того уровня, при котором она сможет совладать с любыми кризисными явлениями. Речь сейчас идет о том, чтобы справляться с проблемами без какой-либо поддержки извне».
Отметим, что, начиная с 2002 года, литовская валюта (лит) официально привязана к курсу евро. Государству удалось пройти через различные этапы турбулентности, которые непосредственно затрагивали европейскую зону: сокращение заработных плат и социальных выплат, которые доходили до 30 процентов, обесценивание национальной валюты и так далее. Однако, как подчеркивает литовский министр финансов, при этом у страны не было права голоса, поэтому правительству нельзя было в полной мере использовать все преимущества, что есть у евро – лишь за исключением низких процентных ставок на финансирование государственного бюджетного дефицита, который был не самым критичным.
Римантас Шаджюс продолжает: «Начиная с 1 января, у нас уже будет право на то, чтобы участвовать в принятии решений. Помимо этого, введение евро сможет положительно отразиться на нашем непосредственном инвестиционном климате, особенно учитывая тот факт, что нам можно не бояться за то, что наша национальная валюта будет обесценена. За это можно благодарить фиксированный обменный курс, который был установлен еще 12 лет назад, в 2002 году».
Уже давно соотношение лита к евро остается неизменным. Однако является открытым другой вопрос: что же изменится для жителей Литвы, кроме того, что теперь им нужно будет рассчитываться в евро? Комментируя это, Шаджюс подчеркнул следующее: «Нашим людям теперь не надо будет платить комиссионные во время совершения обмена валют. Также будут снижены и процентные ставки по кредитам: это касается как юридических и физических лиц, так и государства. Экономика нашей страны будет более привлекательной для инвесторов из других государств, которые входят в состав европейской зоны, так как им больше не нужно будет заниматься планированием бюджета при учете надбавки за риск. Именно за счет этого должна стать больше и сама прибыль для инвесторов».
Отметим, что официальный обменный курс, который был зафиксирован в 2002 году, составляет 1 к 3,45. Литовский министр, опираясь на опыт других государств, которые вводили евро, считает, что люди будут еще достаточно долго пересчитывать в уме евро на литы. «Это будет длиться как минимум пять лет. Для того чтобы помочь людям свыкнуться с новой валютой, с августа текущего года цены во всех магазинах мы указывали как в литах, так и в евро. В июне следующего года на ценниках будут указаны только евро. Сейчас лишь половина населения нашего государства верит в преимущества введения новой валюты. Однако, если посмотреть на нашего соседа Эстонию, то можно будет увидеть, что уже спустя два года после того, как страна вошла в состав зоны евро, доля сторонников новой валюты увеличилась до 85 процентов. Жители Эстонии достаточно осторожно относятся к своим личным финансам. Я считаю, что нам потребуется примерно два года для того, чтобы можно было прийти к аналогичному результату», - добавил Шаджюс.
В настоящий момент есть опасения, что некоторые отрасли будут использовать переход на новую валюту для того, чтобы установить более высокие цены на услуги и товары. По этому поводу глава Министерства финансов добавил следующее: «Мы достаточно пристально наблюдаем за тем, как развиваются цены. В настоящий момент они растут в сфере услуг, однако это напрямую связано с ежегодным ростом заработных плат в этой отрасли. Речь идет про пять процентов. В остальных же сегментах экономики цены либо падают, либо остаются на прежнем уровне. На протяжении всего следующего года наши специалисты будут наблюдать за уровнем цен. Будем делать все возможное для того, чтобы несанкционированных подорожаний не происходило. Также все будет зависеть от потребителя, который пойдет в то кафе, где округлили цены в сторону понижения».