Один из главных свидетелей по делу о крушении самолете ту-154 под Смоленском, на борту которого пребывал польский президент Лех Качинський, был обнаружен повешенным в собственном доме под Варшавой. Об этом сообщил представитель окружной прокуратур в Варшаве, уточняют журналисты отдела «Новости Польши» журнала «Биржевой лидер».
Тело 42-летнего Ремигиуша Муся, который был бортинженером самолета Як-40, около полуночи 27 октября в подвале дома нашла его жена. Представитель прокуратуры утверждает, что обстоятельства смерти свидетельствуют о совершении самоубийства. 29 октября должно быть принято решение о вскрытии.
Мусь находился на борту Як-40, который приземлился в Смоленске незадолго до крушения самолета президента, и заявлял, что слышал переговоры диспетчеров аэропорта и экипажа Ту-154. По его словам, пилотам Ту-154 позволили снизиться до высоты 50 метров для принятия решения о посадке, но в тексте стенограмм переговоров упоминается 100 метров.
Самолет с президентом Польши на борту разбился 10 апреля 2010 года во время захода на посадку под Смоленском. В результате авиакатастрофы погибли все 96 человек, которые находились на борту, среди которых президент Польши Лех Качиньский, его супруга и часть польского руководства.
В результате расследования, которым занималось российское правительство, ответственность за аварию возложили на пилотов, совершающих посадку в сложных погодных условиях. Кроме того, утверждает экспертная комиссия, могло уметь место давление на экипаж со стороны находящегося на борту высокого руководства. По мнению польских властей, одной из причин являются неверные указания со стороны наземных служб аэропорта.
Глава парламентской комиссии Польши по расследованию авиакатастрофы Антони Мачеревич уверен, что Мусь был одним из двух главных свидетелей по этому делу. Вторым свидетелем он называет пилота Як-40 Артура Воштыля, которого теперь необходимо взять под охрану. Мачеревич признался, складывается такое впечатление, что над всеми, кто может рассказать правду о случившемся в Смоленске, затягивается петля. Этот депутат, состоящий в оппозиционной партии «Закон и справедливость» считает, что имел место заговор. В августе комиссия, которую он возглавляет, опубликовала доклад, в котором сообщается, что на борту президентского самолета был взрыв.
В 2011 году Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал окончательные результаты технического расследования, согласно которым непосредственной причиной крушения признали решение экипажа не уходить на запасной аэропорт, а системными причинами, по мнению комитета, является недостаток в подготовке экипажа и обеспечении полета.
А несколькими месяцами ранее ожидался приезд в Россию военных польских прокуроров, которые должны были провести допрос свидетелей крушения самолета, на борту которого пребывал президент Польши Лех Качиньский. Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин сообщил, что тогда с польской стороной согласовали возможность прибытия в Следственный комитет прокуроров из Польши для присутствия на дополнительных допросах 11 свидетелей-военнослужащих, которые принимали участие в организации и приеме 10 апреля 2010 года польских специальных самолетов на аэродроме «Смоленск-Северный».
Это заявление было озвучено по итогам встречи, которую проводил и.о. СК Василий Пискарев с главным польским военным прокурором Ежи Артымяком. Пискарев на тот момент временно возглавлял СК ввиду отсутствия Александра Бысрыкина, который находился в командировке. Во время встречи поднимались вопросы относительно передачи фрагментов разбившегося самолета польской стороне после завершения расследования уголовного дела. Кроме того, стороны заключили договоренность о возможности в ближайшее время польским специалистам прибыть в Смоленск, для того, чтобы оценить возможности доставки обломков самолета в Польшу.
Маркин добавил, СК официально заявил, что российское следствие не имеет возражений относительно сооружения на месте авиакатастрофы мемориала в честь погибшего высшего руководства Польши.