Ответ на вопрос, останется ли Польша основным лоббистом Украины в Европейском Союзе после того, как польского министра иностранных дел Радослава Сикорского сменит более осторожный политик, волнует многих. Журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер" узнавали, что думают по этому поводу эксперты.
Издание "Новое время" приводит мнение журналистки украинской службы "Польского Радио" Елены Бабаковой относительно того, останется ли Польша и дальше главным лоббистом Украины в Европейском Союзе после смены правительства в стране. Радослав Сикорский, который многим в Украине импонировал своей непримиримой позицией относительно российской военной агрессии, уже не будет министром иностранных дел Польши, и его место займет намного более осторожный политик. Несмотря на народную мудрость, гласящую, что коней на переправе не меняют, в Польше все-таки решили, что необходимо рискнуть. 19 сентября появилась информация, что в правительстве, возглавляемом Эвой Копач, Сикорский уже не будет министром – вместо него дипломатическое ведомство возглавит Гжегож Схетына из правящей "Гражданской платформы", возглавляющий парламентский комитет по международным делам. Министерская работа ему не в диковинку – ранее Схетына возглавлял Министерство внутренних дел.
Смена главы дипломатического ведомства Польши назревала довольно давно – действиями Сикорского, который так нравится украинцам, недовольны многие поляки. Хотя в целом многие эксперты и дипломаты считают, что во времена, когда МИД Польши возглавлял Сикорский, ведомство стало гораздо более европейским, а его работа приблизилась к стандартам, по которым работают МИД Франции и Германии. Отбор сотрудников стал более тщательным, появились программы сотрудничества, которые направлены не только на европейские страны, но и на страны Африки, Азии и латинской Америки, при этом определенный импульс получил процесс развития культурной дипломатии. Однако хорошее на этом заканчивается, и начинается критика.
Первое, за что критикуют Сикорского – так это за его любовь к "сольным выступлениям". Он не является командным игроком и неохотно делится лаврами со своим окружением. В профессиональном и обновленном Министерстве иностранных дел Польши не нашлось никого, кого можно было бы назвать "яркой фигурой" в польской дипломатии – Радослав Сикорский забрал на себя всю инициативу по принятию решений. Его харизматичность, как политика, ни у кого не вызывает сомнений, однако харизма Сикорского специфична: самоуверенность, граничащая с арроганцией, он берет на себя слишком много.
Кроме того, Сикорский в отношениях с Украиной, Беларусью и странами Южного Кавказа использовал "брюссельские лекала", гораздо больше доверяя мнениям, озвученным в западных аналитических центрах, чем мнению местных политических или общественных деятелей. Это отразилось на бизнесе поляков в странах Восточной Европы, поскольку предприниматели просто не получали ожидаемой поддержки от МИДа страны в конкретных вопросах, поскольку польское дипломатическое ведомство совершенно по-иному видело сложившуюся ситуацию.
Еще один аспект, ставший особенно актуальным на фоне российской агрессии – Сикорский является переговорщиком, ориентирующимся на западные правила игры, он не визионер. Это сразу же превратилось в проигрышную карту после того, как порядок дня начал диктовать Владимир Путин – ведь российский президент плевать хотел на все западные условности и правила, а позиция Сикорского кажется острой только в сравнении с невыразительностью других дипломатов из стран Европейского Союза. Экс-министр сам не смог выйти за установленные Брюсселем рамки "глубокой озабоченности", несмотря на то, что сам неоднократно критиковал подобную политику.
Польша не будет в первых рядах тех, кто проталкивает вопрос необходимости поставок в Украину оружия – Эва Копач.
По мнению Елены Бабаковой, сейчас в польском правительстве собрали всех так называемых "заклятых друзей" из "Гражданской платформы", разделив ответственность за управление страной между ними. Она убеждена: подобный принцип, особенно в настоящее время, является пагубным для Польши. В то время, когда совсем недалеко от польских границ разгорелся острый военный и политический кризис, руководство Польши даже не озаботилось подыскать на должность главного дипломата страны какого-то амбициозного игрока. Принцип, что новый должен быть просто не хуже, нежели предыдущий, является контрпродуктивным и в мирное время, становясь опасным во времена перемен.
Эва Копач, представляя свое правительство, заявила, что Польши не будет в первых рядах стран, которые проталкивают поставки оружия в Украину. По мнению нового главы правительства, страна должна уподобиться рассудительной женщине – в случае возникновения угрозы сидеть тихо, защищая своих детей и дом. Есть еще надежда, что Копач просто разволновалась и только поэтому так сказала. Если же нет, то положение Украины становится совсем плохим.
Новый глава польского МИДа еще не заявлял о своей позиции относительно украинского вопроса. Какие-либо прогнозы делать пока рано, однако, скорее всего, политика Схетыны станет просто инерционным продолжением того, что ранее делал Сикорский, и единственное, на что следует уповать украинцам – так это на немного более теплое к себе отношение, что в условиях современного циничного мира политики является весьма важным.