Бронислав Коморовский, президент Польши, убежден в том, что Российская Федерация препятствует развитию других стран, если они идут по пути, отличающемуся от пути, по которому идет сама Российская Федерация. Об этом аналитики раздела «Новости мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер» узнали из слов господина Коморовского, произнесенных им во время выступления в Колумбийском университете в Нью-Йорке, США, когда он принимал участие к Генеральной Ассамблее ООН.
Во время своего выступления польский президент рассказал об отношениях его страны в Германией, Россией и Украиной. Именно последней было уделено наибольшее количество времени. Коморовский заверил, что Польша будет всячески помогать Украине проводить реформы, ведь до недавнего времени она развивалась такими же быстрыми темпами, как и Польша после падения коммунизма. Польский президент убежден, что если через десять лет Украина станет успешным государством, то она покажет позитивный пример Российской Федерации, которая также задумается: «Ведь мы тоже можем стать успешным государством». Украинский пример может оказать на Россию позитивное влияние.
Коморовский также убежден, что для каждой страны, которая стремится к успеху, для того чтоб его добиться, следует быть приверженным ценностям свободного западного мира и самой свободы в целом. «Ведь именно стремление к свободе помогает Польше успешно преодолевать все последствия своей истории, которая была далеко не радужной, а порой даже сложной и кровавой на протяжении прошедших трех столетий», - отмечает «Голос Америки». К тому же важную роль в становлении свободной страны играют ее дружеские и партнерские отношения с соседними государствами. «Ощущение «плохой истории» исчезает из сознания современных поляков. Наш народ чувствует себя лучше, смотрит на мир более позитивно, без ощущения опасности. Движение «Солидарность», которое боролось с коммунизмом, изменило Польшу и ее отношения с соседями и сделало возможным примирение с ними, особенно с Германией», - говорит он.
Президент Польши вспомнил, что по окончании Второй мировой войны Польша оказалась за настоящим железным занавесом, из-за которого она сумела выбраться лишь спустя много лет, и только благодаря тому, что в стране всегда присутствовал сильнейший дух сопротивления, а также из-за «морального и экономического банкротства коммунистической идеи». К сожалению, все попытки примирения Польши и Российской Федерации оказались не столь эффективными, как с Украиной и Германией. «Для того чтобы танцевать танго, нужны двое… Для достижения исторического примирения с соседней страной в этой стране должны происходить демократические процессы, с недемократической страной это невозможно. Свобода наших соседей – в наших интересах», - сказал он.
Что думает Коморовский о НАТО?
Господин Коморовский всячески приветствует расширение НАТО и считает, что и Путин, и вся Россия в целом, должны попросту принять данный процесс как должное. «США должны громче говорить об Украине, о Грузии – мы хотим лучше слышать их голос. Потому что только этот голос слышат и в Кремле».
Интересно, что на прошедшей неделе Коморовский заявил, что право Российский Федерации на вето в Совете безопасности Организации объединенных наций следует немедленно ограничить, поскольку Россия постоянно блокирует его действия, в результате чего препятствует противостоянию угрозам. «Я считаю, что подобное блокирование решений Совета Безопасности по Украине является признаком, симптомом слабости ООН», - сказал президент. С подобным призывом он собирается сегодня обратиться к членам Генеральной Ассамблеи ООН.
Но существует ли реальная возможность лишить Российскую Федерацию права вето? Как давно известно, СБ ООН состоит из пяти постоянных и десятка непостоянных его членов. В пятерку постоянных входят: США, Россия, Китай, Великобритания и Франция. Все они обладают правом вето. Поэтому для того, чтоб Российская Федерация лишилась данного права, придется изменить Устав ООН. Елена Вапничная, глава Русской службы «Радио ООН», говорит: «Для того чтобы изменить Устав ООН, две трети Генеральной Ассамблеи, в которую входят 193 государства, и девять членов Совета Безопасности, включая всех постоянных членов, должны будут проголосовать за проведение специальной Конференции Генеральной Ассамблеи ООН. А затем, уже на Конференции, две трети всех членов ООН, включая все пятерых постоянных членов, должны будут проголосовать за изменения Устава». Вот и получается, что для того чтоб лишить Российскую Федерацию права вето в Совете безопасности ООН, она, по сути, должна сама против себя проголосовать.
Поэтому инициатива, исходящая от Коморовского, вызывает изумление у Александра Дынкина, директора Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии Наук. По его мнению, воплотить в жизнь идею Коморовского возможно легально лишь при полном роспуске СБ ООН. Но подобные движения являются бессмысленными, поскольку тогда Совет безопасности попросту потеряет свою главную роль. Следует напомнить, что в условиях кризиса именно СБ ООН остается единственной легальной площадкой, где все мировое сообщество может решать насущные проблемы.