Эксперты, которые занимаются расследованием катастрофы самолета президента Польши Л. Качиньского, предъявили доказательства того, что падение самолета связано со столкновением с деревом. На месте катастрофы произошедшей весной 2010 года вблизи военного аэродрома в Смоленске найдены фрагменты металла, оставшиеся в дереве.
Председатель группы экспертов при канцелярии Совмина Польши М. Ласек в пятницу сообщил, что эксперты подтвердили результаты опубликованные в рапорте правительственной комиссии Миллера. Вывод экспертов однозначен – самолет летел на очень низкой высоте, вследствие чего он столкнулся с березой, а затем потерял фрагмент крыла и, продолжая неконтролируемый полет, врезался в землю. Ласек подчеркнул, что вывод экспертов должен прекратить дискуссию в польском обществе о том, было ли столкновение во время катастрофы самолета.
До этого свои выводы оглашала комиссия польского парламента, в состав которой в том числе входили оппозиционеры из партии «Право и справедливость» Я. Качиньского. Рапорт этой комиссии по расследованию подробностей крушения самолета в Смоленске содержит выводы, что столкновения не было, а самолет взорвался будучи еще в воздухе. Расследование, которое проводит военная прокуратура Польши, продлено до 10 апреля следующего года.
Трагедия с президентским бортом произошла 10 арпеля 2010 г. Тогда самолет Ту-154М упал около смоленского аэродрома. Делегация во главе с президентом Польши Качиньским и члены экипажа погибли. Общее количество жертв составило 96 человек. Комиссия правительства Польши и Межправительственный авиационный комитет в столице России основной причиной катастрофы назвали ошибки совершенные пилотами, выполнявшими этот рейс.
Следов взрывчатых веществ на месте крушения президентского лайнера не обнаружили.
Версия с возможным взрывом на борту самолета президента Качиньского не нашла подтверждения. Об этом сообщила комиссия главной военной прокуратуры в прошлом угоду. К такому выводу пришили эксперты-криминалисты после изучения большого количества образцов из разбившегося самолета Ту-154М.
По словам представителя польской главной военной прокуратуры И. Шеленги, после исследования 258 образцов, имевших к отношение к катастрофе – 134 имевших отношение к корпусу самолета и 124 с места крушения, эксперты признали отсутствие следов взрывчатых веществ на изученных образцах. При этом Шеленг специально уточнил, что отсутствуют основания для утверждения, будто образцы прошли какую-то обработку в России. Переданные пакеты не были хоть как-то повреждены.
Основанием для происхождения версии с взрывом на самолете президента Польши стала статья в польской газете Rzeczpospolita, в которой сообщалось, будто польские пиротехники обнаружили на корпусе разбившегося самолета следы взрывчатых веществ нитроглицерина и тротила. Вскоре последовало заявление окружной военной прокуратуры, где эта версия опровергалась. Газета также позднее признала ошибку и принесла извинения за неправильное толкование фактов. Однако лидер оппозиционной силы "Право и Справедливость" Я. Качиньский на основании опубликованной статьи в газете обвинил действующую власть в убийстве всех людей находившихся на борту рухнувшего самолета во главе с польским президентом.
Польша обвиняет Россию в сокрытии улик.
Расследование катастрофы, приведшей к гибели польского лидера и почти сотни других людей, многие из которых занимали главенствующую роль в государстве, сопровождалось серьезными трудностями и трениями во взаимоотношениях с российской стороной. На определенном этапе польская сторона выражала недовольство деятельностью России в расследовании катастрофы, обвиняя ее в затягивании расследования. Руководитель правительства на тот момент Д. Туск констатировал, что спустя полгода после начала расследования сотрудничество хуже чем в начале расследования.
Польские официальные органы выражали недовольство в связи с тем, что безуспешно пытаются добиться от россиян передачи важных документов, в числе прочих о техническом оснащении и состоянии смоленского аэропорта, действиях авиадиспетчеров из России, данные о переговорах между ними об изменении маршрута с приземлением на запасном аэродроме. Участники расследования с польской стороны просят данные о возможном разрешении посадки самолета и четкости инструкций экипажу относительно посадки. Официальным лицам Польши приходилось ранее не раз обращаться с запросами относительно получения объяснений о причинах задержки предоставления информации и документов. В таких обращениях участвовали: премьер Д. Туск, глава МВД Е. Миллер, руководитель госкомиссии по расследованию авиакатастрофы Э. Клих.
Клих сообщал в то время, что существуют проблемы с передачей русскими документов. Я. Качиньский, брат-близнец погибшего президента, выступил за немедленную передачу всех документов в Варшаву, ссылаясь на Чикагскую конвенцию 1944 г. При этом он напоминал, что данное расследование ведется в Польше по самому большому несчастью страны со времен Второй мировой войны. Российская сторона в своих выводах о причинах катастрофы настаивала на вине польских пилотов, тогда как целый ряд экспертов склонялся к мысли о вине диспетчеров аэропорта.
Автор: Денис Мягкий