По мнению Елены Бабаковой, журналиста Украинской службы "Польского радио", победу Анджею Дуде на президентских выборах в Польше принесли избиратели, которые ожидают перемен. Более детально мнение Бабаковой о том, благодаря каким избирателям Дуда сумел обойти на выборах действующего главу государства, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Издание "Новое время" приводит мнение Елены Бабаковой, утверждающей, что победу Анджею Дуде на выборах принесли избиратели, которые ожидают перемен. Подводя предварительные итоги президентских выборов, она отметила: ожидалось, что будет один тур, а в итоге получилась одна каденция (Бронислав Коморовский надеялся победить по итогам первого тура, однако реальность оказалась иной). Результаты экзит-поллов показали, что победу во втором туре одержал молодой политик Анджей Дуда, завоевавший симпатии 52 процентов избирателей против 48 процентов у действующего главы государства, и этот результат стал весьма неожиданным для зарубежных аналитиков.
Адам Михник, известный польский журналист, заявил в начале текущего года, что Коморовский может проиграть президентские выборы только лишь в том случае, если он переедет беременную монашку на пешеходном переходе. Однако дальнейшие события показали – такого эксцесса не потребовалось: довольно вяло проведенная избирательная кампания и усталость жителей Польши от восьмилетнего правления президентской партии "Гражданская платформа" обвалили 60-процентный рейтинг президента страны.
К середине марта этого года стало ясно – выборы главы государства не закончатся в один тур: результаты социологических опросов показали, что рейтинг Коморовского опустился ниже отметки в 50 процентов, тогда как уровень симпатий к Дуде, представителю консервативной политической силы "Право и справедливость", поднялся до 20 процентов.
Конвентом данной политической силы кандидатура молодого политика была одобрена всего лишь шесть месяцев назад – свежее в политической жизни страны лицо стало своеобразным ответом на негативный образ Ярослава Качиньского – многолетнего лидера "Права и справедливости", порой экзальтированно-религиозного сторонника теории о покушении на своего брата Леха в 2010 году под Смоленском. Дуда, в противовес ему, словно сошел с американского плаката: молодой, улыбчивый, с красивыми дочерью и женой - на встречах с избирателями он чувствовали себя как рыба в воде.
Риторика молодого политика, заявляющего о кризисе общественного доверия, пришлась по душе сразу двум недовольным группам поляков. Слова Дуды очень понравились тем, кто чувствовал себя проигравшим после перемен, произошедших в стране в 90-х годах прошлого столетия. Также риторика молодого кандидата понравилась тем полякам, которые уже устали просто почивать на лаврах после того, как Польша вступила в Европейский Союз и стала членом Североатлантического альянса.
Штаб Дуды провел просто потрясающую кампанию с точки зрения пиара.
Если рассмотреть кампанию, которая была проведена штабом Анджея Дуды, с точки зрения пиара, то можно сказать одно: она была проведена потрясающе. "Живые" встречи кандидата с избирателями, поездка к польским эмигрантам в столицу Великобритании, раздача прямо на улице кофе. Кроме того, во время избирательной гонки штабом Дуды был продемонстрирован новый для польской политики стандарт использования социальных сетей.
В итоге им удалось сделать очень привлекательный для избирателя политический продукт, приобрести который захотелось очень многим. Правда, в ходе дебатов с конкурентами довольно быстро проявились и недостатки этого "продукта": оказалось, что Дуда не очень силен в полемике, а его идеология представляет из себя набор убеждений, порой противоречащих друг другу. Озвучиваемые им популистские обещания, такие как снижение пенсионного возраста в стране или доплаты для польских семей с детьми, очень легко можно было разбить о твердые экономические аргументы.
Сила Дуды заключалась в слабости его основного конкурента: на протяжении всей избирательной гонки Коморовский вел себя так, словно его переизбрание на второй срок является само собой разумеющимся. Ни сам глава государства, ни представители его избирательного штаба не приложили в ходе кампании никаких усилий для укрепления популярности Коморовского: реклама была весьма скучной, а выдвигаемые лозунги оказались неубедительными.
Вся кампания Коморовского свелась, по сути, к банальной констатации того, как же хорошо сейчас живется в Польше, и как все поляки замечательно используют предоставленные им шансы. Данная стратегия использовалась "Гражданской платформой" все последние годы, и поэтому в ее сбое нет ничего удивительного.
Итоги первого тура должны были стать очень тревожным сигналом для действующего главы государства и для его штаба: несмотря на обещанные социологами как минимум 40 процентов, он получил в итоге только 31 процент голосов. Президент пообещал сделать из этого выводы, которые, впрочем, так и не были сделаны. Его пиарщикам не удалось уловить самого главного – наличия внутри польского общества стремления к переменам, тогда как его оппонент обещал жителям страны эти самые перемены, пускай даже иногда и безосновательно.