Новости Европы, Испания. Кредитный рейтинг Испании рухнул сразу на три ступени, остановившись в двух шагах от «спекулятивного». Снижение рейтинга дефолта эмитента (долгосрочного) Испании объявлено авторитетным агентством Fitch Ratings. Новый долгосрочный кредитный рейтинг Испании установлен в значении ВВВ (ранее - А), прогноз – «негативный». Понижен до F2 и краткосрочный рейтинг (ранее – F1), прогноз – «негативный». Прогноз по рейтингам Испании показывает сохранение опасений и большую вероятность дальнейшего обрушения рейтинга, притом, что до «спекулятивного» испанскому рейтингу осталось всего две позиции.
Обосновывая свое решение, в агентстве отметили, что финансовая обстановка в стране, в особенности, в ее банковском секторе, крайне напряженная. На поддержку банковского сектора правительству страны потребуется вдвое больше ранее предполагаемой суммы. Вместо тридцати миллиардов евро, банковский сектор Испании нуждается во вливаниях шестидесяти миллиардов евро. И это еще при «позитивном» сценарии, при негативном же развитии событий, не исключающем дальнейшую эскалацию кризиса, для спасения банков правительству придется изыскивать сто миллиардов евро, или десять процентов текущего годового ВВП. Ранее «Биржевой лидер» сообщал о фактическом крахе четвертого по величине банка Испании Bankia, который будет национализирован и практически полностью перейдет под контроль государства.
В середине прошлого месяца коллеги Fitch Ratings из агентства Moody's снизили рейтинги шестнадцати банков Испании. Под удар попал и наиболее крупный банк страны Banco Santander S.A. Вместе с банками были понижены кредитные суверенные рейтинги четырех испанских регионов (провинций). Прогноз по рейтингам – «негативный», отмечают аналитики MIG BANK.
Также отметим, что правительство Испании испытывает немалые финансовые затруднения и не в состоянии спасти банковский сектор страны. Вся надежда на международных кредиторов или Европейский Центробанк. Испании уже не раз предлагали финансовую помощь в обмен на жесткие меры бюджетной экономии, но правительство, понимая неизбежность народных волнений, от такой помощи отказывается. Ранее в МВФ заявили, что в планы Фонда не входит выделение Испании экстренной фин./помощи. Держаться на плаву испанским банкам помогают заимствования ЕЦБ. Например, в апреле в банки Испании ЕЦБ «влил» почти каждый третий евро своих займов всем банкам еврозоны.
Испания обрастает долгами. В агентстве Fitch прогнозируют, что через 2-3 года госдолг (валовой) Испании достигнет 95-100 процентов ВВП. Доходность по суверенным госбумагам страны продолжает расти, приближаясь к «опасному» значению в семь процентов, когда само только обслуживание долговых обязательств будет для Испании обременительным.
Испания в своем положении не одинока. Еще более сложные проблемы испытывает сегодня Греция, где к середине лета могут вообще закончиться деньги в казне. Греция сегодня, как ни одна другая страна еврозоны нуждается в предоставлении новых и немалых кредитов. Эти средства грекам готовы предоставить кредиторы, ранее уже убедившие частный сектор «списать» свыше ста миллиардов евро путем реструктуризации долговых обязательств. В обмен на это и на новые кредиты от Греции требуют придерживаться экономии и тратить из бюджета столько, сколько в бюджет собирается средств, не раздувая его дефицит. Чтобы тратить согласно уровню «собираемости», грекам придется посильнее затянуть пояса – страну ожидают еще большие сокращения социальных выплат.
Экономить приходится и Испании. Бюджет на текущий год подготовлен весьма жестко. В прошлом году Испания была на грани дефолта. Чтобы избежать банкротства, в Испании на законодательном уровне приняли решение об ограничении бюджетного дефицита, как страны в целом, так и отдельных ее регионов и муниципалитетов верхней планкой в 0,4 процента от ВВП. В настоящий момент в Испании отмечен наивысший в еврозоне уровень безработицы – почти 25 процентов (в среднем по еврозоне – 11 процентов). Как и в Греции, многим жителям Испании пришлась не по душе политика экономии, как и Грецию, Испанию сотрясают массовые акции протеста. В единой Европе назревают глобальные перемены, но решатся ли на них европейские политики?