Правительство Испании отклонило просьбу Каталонии о предоставлении ей фискальной независимости. Об этом решении Мариано Рахой, премьер Испании, проинформировал Артура Маса, президента Каталонии, в ходе их встречи. В ответ Артур Мас дал понять, что испанская провинция не отказывается окончательно от идеи введения собственных налогов.
В конце августа правительство Каталонии обратилось за помощью к испанским властям. В прессе даже называлась требуемая сумма — 5 миллиардов евро, при том, что задолженность самого региона составляла на тот момент 40 миллиардов евро. Выплаты провинции в этом году по долгам обойдутся в круглую сумму 13,5 миллиарда евро, из которых во втором полугодии необходимо заплатить 5,8 миллиарда евро. Очевидно, для закрытия этого долга требовались эти деньги.
В прессе указывается, что премьер Испании, Рахой, поручил оказать запрашиваемую поддержку Каталонии, но такая информация не вполне укладывается с акциями, последовавшими позднее в Каталонии. Как бы там ни было, но слова были сказаны. Представитель провинции заговорил про то, что власти Каталонии не согласятся на политические уступки в обмен на помощь.
Стоит обратить внимание, что из 17 испанских провинций за помощью обратились только Каталония, Валенсия и Мурсия. По данным агентства Reuters общее число испанских провинций, которые могут обратиться за помощью, может достичь шести.
Почем нынче независимость?
Аналитики отдела «Новости Испании» журнала «Биржевой лидер» наблюдают за развитием ситуации в Испании. Спустя две недели после просьбы о помощи в Каталонии состоялись массовые демонстрации. Основной лозунг демонстрантов были таков: Каталония должна стать европейским государством и быть независимой от Испании.
В Каталонии, с приходом кризиса и отказом в помощи со стороны Мадрида, вдруг стало разрастаться движение за независимость. Чем тоньше становился кусочек колбасы в бутерброде, тем сильнее в каталонцах просыпалась жажда к свободе и независимости. Почти миллион человек вышли на манифестацию в Барселоне, которая формально была посвящена каталонскому празднику. При этом лозунги на мероприятии в основном были о независимости и европейском государстве Каталония. Чувствовалось, что местная власть оседлала настроения жителей провинции.
Глава правительства, Рахой Мариано, заявил, что Каталония сегодня, как и вся Испания, столкнулась с огромными финансовыми проблемами, но вместо того, чтобы сообща искать выход из кризиса, в автономии решили спекулировать вопросами независимости. В 2009 и 2010 годах в провинции уже проводились несколько референдумов с вопросом о независимости региона от Испании. Прошедшие референдумы юридической силы не имели и, по сути, были опросами общественного мнения. Но результаты их все равно заслуживают внимания. По результатам одного из проведенных референдумов, «ЗА» отделение от Испании свои голоса отдали более 96 процентов каталонцев, пришедших на референдум.
Так сколько же стоит независимость — 5 или 40 миллиардов евро?
Спасайся, кто как сможет?
Экономический и финансовый кризис, накрывший Испанию, усилил сепаратистские настроения в провинциях. Сепаратисты Галисии, Страны басков, Каталонии, Андалусии решили что пришло время напомнить о своем существовании. Надо сказать, что некий сепаратизм провинций предсказуем, особенно для тех, кто знаком с историей становления испанского государства.
Эксперты журнала «Биржевой лидер» в рамках наблюдения за событиями в Испании обратили пристальное внимание на происхождение сепаратизма в провинциях. Основные лозунги каталонских сепаратистов понятны: "Испания не дает развиваться провинции Каталония!", (напоминает 20-летней давности отношения Москвы и Киева) и "Мадрид нас грабит" (как вариант "мы кормим Москву"). На подобные утверждения профессор экономики Хосе Рага из автономного университета Мадрида отвечает, что администрация Каталонии допускает расходы намного большие, чем она может позволить себе, исходя из объема собираемых налогов. Возникает закономерный вопрос — при чем тут Мадрид?
Профессор Рага добавил, что буквально на следующий день после демонстраций глава каталонской провинции Артур Мас в форме ультиматума стал требовать от Мадрида предоставить ему пять миллиардов евро для погашения текущего долга. Причем это не первый шантаж со стороны провинциальных элит, но если раньше страна уступала требованиям, то теперь, во время кризиса, денег для задабривания аппетитов каталонских управленцев нет, - добавил профессор.
Независимость — палка о двух концах.
Радетели за независимость чем-то напоминают сказочников. В сказках все события завершаются свадьбой доброго молодца и красной девицы. У радетелей «незалежности» испанской провинции похожие рассуждения. Им представляется что с приобретением своего флага они тут же заживут счастливо. Но есть ли основания для таких надежд?
Политический аналитик, Федерико Хименес Лосантос, руководитель медиагруппы Libertad Digital, уверен, что власти Испании не могут больше идти на поводу сепаратистов. Выход провинции из Испании, по его мнению, достаточно реален.Однако Испания теряет существенно меньше, а вот Каталония тратит много. И прежде всего провинция теряет рынок Испании, на котором реализуется 90 процентов каталонских товаров. Вряд-ли где в Европе с радостью ждут товары "made in Katalonia". По мнению политолога, большинство испанцев были бы рады, если бы они могли сказать "Хватит кормить Каталонию", и опять слышаться странные аналогии лозунга "Хватит кормить ..." .
Аналитики отдела «Новости Испании» «Биржевого Лидера» отмечают, что эксперт Оркахо выдвинул еще один аргумент в пользу невозможности отделения Каталонии - это опасность цепной реакции оставшихся регионов. Эксперт напомнил, что в случае реализации независимости Каталонии, правительству Мадрида придется столкнуться с аналогичными требованиями некоторых других провинций, вроде Галисии или Страны Басков.
И все же две основные партии Испании – социалистическая и либеральная – уверены, что выход некоторых провинций из состава страны "некорректен политически". Они не намерены обсуждать такие вопросы и предупреждают, что будут противодействовать сепаратизму всеми существующими, законными средствами, в соответствии с Конституцией Испании.