Ученые университета Сантьяго-де-Компостела провели исследование, которое прояснило причины детской смертности в королевской династии Габсбургов. Стало известно, что дело все в естественном отборе. Исследователи отметили, что выбор пал на Габсбургов, так как они идеальные кандидаты, поскольку более трёхсот лет вели кровосмешения в семье.
С помощью письменных источников Франсиско Себальос и Гонсало Альварес, ученые из Университета Сантьяго-де-Компостела, проанализировали данные о рождении и смерти четырех тысяч семей, принадлежавших королевскому роду, в течение 20 поколений. Выяснилось, что Габсбурги в возрасте от 1 до 10 лет более часто умирали до 1600 года, нежели с 1600 по 1800 годы. Такой уровень смертности ученые объяснили проявлением рецессивных мутаций из-за близкородственных браков. Эволюционная теория подтверждает, что постоянное кровосмешение в одной семье привело к заболеванию муковисцидозом. Смертность детей в этом случае была лишь очищением общего генофонда от самокопирования генных мутаций, что приводили к физической либо умственной неполноценности.
Самые яркие случаи кровосмешения Габсбургов представлены браком двоюродных братьев и сёстер, а также между дядями и их племянницами (к примеру, прадедушка Карла II Филипп II был женат на дочери родной сестры). Все это делалось лишь ради того, чтобы оставить в семье все титулы и земли, ну и конечно заключениями политических союзов. Дело в том, что так называемый инбридинг повышает возможность наследования 2 копий рецессивной мутации, которая является причиной многих болезней. Например, Карл II Околдованный страдал двумя наследственными недугами: дефицитом гормона гипофиза (результатом чего была импотенция) и дистальным почечноканальциевым ацидозом (почечная недостаточность).
Примером служит испанский король Карл II, который был физически и умственно неполноценный и к тому еще бесплоден, умер в 1700 году в возрасте 38 лет. Он был рожден в браке Филиппа IV и Марианны Австрийской, которая приходилась ему родной племянницей. Именно Карл II стал последним представителем рода Габсбургов.
Генетик Принстонского университета Леонид Кругляк был не совсем согласен со своими испанскими коллегами, что причиной детской смертности послужил естественный отбор. Он отметил, чтобы сделать однозначный вывод в работе не была использована достаточная статистическая выборка. Проблема кровосмешения стоит перед учеными и по сегодняшний день. В Исландии число населения составляет всего 320 тысяч, весной было представлено мобильное приложение, которое позволяет вычислить степень кровной связи между двумя пользователями через генеалогическую базу данных.