Вчера, двадцать седьмого сентября, жители испанской Каталонии принимали участие в досрочных выборах в парламент. Как уже сообщали эксперты раздела «Новости Мира» онлайн-журнала «Биржевой лидер», выиграть удалось политическому блоку «Вместе к «Да», который является сторонником независимости региона от Испании. В частности, о первых итогах голосования стало известно из итогов экзит-полла, организатором которого стал каталонский телевизионный канал TV3.
Издание Deutche Welle отмечает, что главной целью проведения выборов каталонскими сепаратистами было начало пути к суверенитету и независимости. В ответ на это испанское правительство заявляло, что такого допустить нельзя. Сами же инициаторы голосования оценивали вчерашние выборы, как «плебисцит». Они надеялись, что после того, как их огласят победителями, будет открыт путь к реализации «дорожной карты» достижение независимости от Испании, и через полтора года Каталония станет независимым государством. Можно сказать, что вчерашние выборы были больше похожими на скрытый референдум, а его проведение конституцией Испании не предусмотрено, точно так же, как и возможность выхода тех или других регионов из состава государства. В связи с этим, в испанском правительстве сразу поспешили заявить, что несмотря на то, какими будут результаты выборов, власти не допустят того, чтобы страна раскололась.
Немыслимость альянса сепаратистов.
В первых числах сентября Центром социологических опросов был проведен опрос жителей Каталонии. Его итоги показали, что у сторонников независимости была возможность получить большую часть мест в высшем законодательном органе страны, хотя перевес этот был бы весьма несущественным. Профессор политологии университета в Мадриде Хуан Луис Ромеро Диас выразил мнение, что произойти это могло бы только в случае объединения коалиции «Вместе - за (независимость)», которую приставляет либеральная партия «Конвергенция», «Левые республиканцы» и некоторые группы националистического направления с леворадикальной партией «Кандидаты народного единства» (КНЕ).
В разговоре с журналистами DW профессор заявлял, что «Вместе – за» могли получить свыше шестидесяти мест, а КНЕ – около восьми. Однако, по словам эксперта, существование альянса в таком формате очень непросто представить, если учесть то, что либералы и республиканцы поддерживают идею только суверенитета, в то время, как от левых радикалов звучали более революционные предложения о том, что одной независимостью Каталонии нельзя ограничиваться. Их главные требования – выход из «буржуазного Европейского Союза», проведение национализации банковской сферы и промышленности, а также незамедлительный переход Каталонии к социализму
Идеи сторонников единства.
Ромеро Диас отмечает, что противники сепаратизма в Каталонии также представляют различные силы. Прогнозировалось, что больше всего мест в парламенте - примерно двадцать – может достаться левоцентристской партии «Граждане». После нее, имея всего на одно место меньше, располагается предвыборный блок «Да, это возможно», состоявший из коммунистов, зеленых и популистов, представляющих партию «Мы можем» (некоторые политологи уже успели окрестить ее клоном греческой СИРИЗА). Ожидалось, что им достанется девятнадцать мест. Четвертую строчку могли занять представители каталонского филиала Испанской социалистической рабочей партии. Пятое место прогнозировали консервативной Народной партии, которая в Испании является правящей.
Политический эксперт не забыл напомнить, что вся предвыборная кампания, которая началась в Каталонии за пятнадцать дней до дня голосования, сопровождалась призывами объединиться всем сторонникам единства испанского государства. На теоретическом уровне эти силы могли бы войти в парламентское большинство и создать свое региональное правительство, с учетом нежизнеспособности альянса сепаратистов. «Однако и у этого союза весьма мизерные шансы стать жизнеспособным, с учетом несовместимости сил, поддерживающих единство страны с консерваторами и левыми популистами», - говорит эксперт.
Бизнес Каталонии против независимости.
По информации ЦСИ, 26,1 процента жителей Каталонии до дня голосования еще не определились, кому отдать свой голос. Профессор Ромеро Диас заявлял, что на их окончательное решение, а также на позицию множества сторонников независимости «могли оказать влияние заявления, которые прозвучали за неделю до выборов от промышленников и банкиров. Еще один собеседник Deutche Welle, представляющий Официальную торговую, промышленную и навигационную палату Барселоны (ОТПНПБ), Жоан Филью, рассказал о готовности руководства фармацевтической, швейной, пищевой и других отраслей вывести имеющиеся у них капиталы за пределы региона». Капитал, по мнению Филью, «боится потерять испанский рынок, а также весьма отрицательно относится к возможности выхода из Евросоюза в случае обретения независимости», поскольку новое европейское государство автоматически окажется за пределами всех существующих у ЕС структур.
По утверждению представителя ОТПНПБ, с такими же заявлением выступили и председатели 130 банковских учреждений, которые работают в Каталонии, в том числе крупнейших Caixa и Sabadell.