Испанское правительство считает, что референдум, состоявшийся в Каталонии, никак на будущее региона и страны не повлияет. Эксперты при оценке событий указывают на возможные сценарии развития ситуации в будущем. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
В Мадриде заявляют, что состоявшийся 1 октября в Каталонии референдум о независимости на территориальной целостности страны никак не отразится. Испанские власти называют волеизъявление, запрещенное Конституционным судом, «беспрецедентным фарсом». Вполне легитимным считают референдум власти в Каталонии, Барселона анонсировала абсолютную победу сторонников независимости.
Акции протеста в настоящее время проходят в Каталонии и других испанских регионах. Участвуют в протестах как сторонники независимости автономии, так и ее противники. При оценке событий Мадрид указывает на то, что в правовых государствах подобные референдумы считаются незаконными. Форма проведения волеизъявления вызывает множество вопросов у испанских властей и многочисленных юристов.
Известно, что за час до открытия участков для голосования правительство Каталонии объявило о том, что население может голосовать с помощью самодельных бюллетеней, не предъявляя удостоверений личности и в любом регионе – в помещениях или прямо на улице. Официально все неоднозначные моменты в Барселоне объясняли тем, что полиция могла закрывать пункты для голосования или даже конфисковать бюллетени.
Правозащитники из объединения «Каталонское гражданское общество» полагают, что перечисленные особенности референдума, а также отсутствие независимых наблюдателей и списков избирателей, позволили случиться множеству нарушений. Одни и те же активисты сепаратистских группировок, по словам юристов, голосовали десятки раз. Также эти активисты провоцировали драки с полицейскими, в которых сотни человек получили ушибы.
Согласно подсчетам каталонских властей, независимость поддержали 90 процентов от 2,25 миллиона участников голосования. Многие избиратели, в первую очередь противники отделения, бойкотировали волеизъявление. Согласно данным опроса, проведенного в сентябре агентством Metroscopia, негативно к перспективе отделения относятся 44 процента избирателей в Каталонии. Всего в автономии 5,34 миллиона человек обладают правом голоса.
Возглавляющий каталонскую администрацию Карлес Пучдемон после референдума заявил, что Каталония одержала огромную победу и заслужила право на независимость, а испанское государство потерпело поражение. Позором он назвал действия полиции, мешавшей голосованию, и пообещал провозгласить суверенитет в ближайшие дни. Первый заместитель председателя испанского правительства Сорайя Саенс де Сантамария обвинила Пучдемона в «посягательстве на демократию» и в том, что он «ставит выше закона личные амбиции». Зампред правительства убеждена, что на единство Испании состоявшийся референдум не повлияет.
Как будут развиваться отношения между Мадридом и Барселоной в будущем?
В беседе с журналистами DW Франсеск Феррер, член руководства каталонской партии «Граждане», выступающей за сохранение испанского единства, отметил, что дальнейшие события могут развиваться по трем разным сценариям. Первый, вполне мирный сценарий сработает, если стороны конфликта «забудут» о референдуме и в ходе дальнейших переговоров обсудят вопрос расширения прав каталонской автономии. Премьер-министр Испании Мариано Рахой вечером 1 октября подтвердил, что в Мадриде рассматривается именно этот вариант дальнейших действий.
Профессор политологии мадридского университета Фернан Гарсия Вилья считает, что в создавшейся ситуации такой сценарий выгоден также для каталонской стороны. Тем не менее, оба эксперта опасаются, что подобное развитие событий будет приемлемым для Пучдемона и каталонских радикалов, оказывающих сильное влияние на региональное правительство, в составе которого большинство либералов и республиканцев.
Пучдемон и его соратники-радикалы выступили зачинщиками беспорядков в ходе референдума и сейчас грозят всеобщей забастовкой. Судя по всему, у сепаратистов есть свой сценарий. Группировки вроде «Кандидатуры народного единства» и «Национальной ассамблеи Каталонии» требуют немедленного провозглашения независимости. Феррер предполагает, что если региональные власти пойдут на поводу у радикалов, то неизбежно развитие событий по третьему сценарию.
Каталонский политик напоминает, что 155-я статья испанской Конституции предусматривает возможность временной отмены автономии с одновременным роспуском местной администрации и парламента. Феррер называет применение этой статьи неизбежным если в Каталонии по второму из возможных сценарию будет провозглашена независимость.
В этом случае в Каталонии может быть введено прямое правление из центра Испании. Лидеры сепаратистов при этом могут оказаться на скамье подсудимых по обвинению в антигосударственном заговоре. Испанское законодательство предусматривает за подобные преступления наказание в виде 15 лет лишения свободы. После нормализации ситуации в автономии могут быть объявлены парламентские выборы для последующего формирования новой администрации.
Мадридский политолог считает, что в принципе испанское правительство может применить статью 155. Для реализации этого сценария нужно только согласие Сената, верхней палаты парламента, в которой правящая либеральная Народная партия имеет абсолютное большинство голосов. Применение 155-й статьи предоставить властям все полномочия для нормализации ситуации.
Однако применять эту процедуру испанское правительство не желает, поскольку речь идет о довольно жесткой мере. Против применения 155-й статьи выступают, к примеру, испанские социалисты (главная оппозиционная сила в законодательном органе). Кроме того, на начальном этапе эта процедура может привести к обострению ситуации.